Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Она родилась в российском Крыму, умерла в литовском Вильнюсе, а похоронена в польской Варшаве.
На коротком жизненном пути в самый пик популярности пресса и публика называла её
"польской Мистингетт".
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Мистингетт (Mistinguett, в СМИ распространены 2 неправильных русских написания - Мистангет или Мистенгет) - это творческий псевдоним Жанн-Флорентин Буржуа (Jeanne Florentine Bourgeois; 05.04.1875, Ангиен-ле-Бен - 05.01.1956, Буживаль), знаменитой французской певицы и клоунессы-конферансье, в последние годы жизни - директора кабаре "Мулен Руж".
Польская и русская кино и театральная актриса, певица, танцовщица кабаре Зуля Погожельская (Zula Pogorzelska) родилась в 1896 году в Евпатории, Таврическая губерния. Российская империя.
Прим. КиноБлога. Ещё один год рождения, на 2 года младше, существует как вариант - 1898. Но, в любом случае, точная дата её рождения на настоящий момент публично не известна.
Её настоящие имя и фамилия при рождении:
Зофия Погожельска (Zofia Pogorzelska).
Прим. КиноБлога. По правилам чтения с польского языка rz читается как ж. В русскоязычных СМИ ее фамилия встречается поэтому в 2-х вариантах, как Погоржельская и как Погожельская. 2-й вариант более правильный.
Для творческого псевдонима изменила только имя, фамилию оставила родную.
Про родителей и семью
Зуля Погожельская родилась на территории русского Крыма, но в семье с польскими корнями.
Родители Зули Погожельской:
отец - Анджей Погожельский (Andrzej Pogorzelski), врач;
мать - Эмилия Погожельская, в девичестве Нижинская (Emilia Niżyńska).
Замуж Зуля Погожельская успела в своей короткой жизни выйти лишь раз, и уже в эмиграции.
Супруг Зули Погожельской:
Конрад Том (Konrad Tom, 09.04.1887, Варшава, Царство польское, Российская империя - 09.08.1957, Лос-Анджелес, США), настоящее имя - Конрад Руновецкий (Konrad Runowiecki), польский и советский еврейский актер, писатель, сценарист, певец и режиссер; писал тексты песен на польском и идиш для сцены, фильмов и кабаре, период брака: 1926 - 10.02.1936, её смерть.
Прим. КиноБлога: С 1939-го по 1941-й год Конрад Том работал во Львовском театре миниатюр. В 1941-м году начал выступать в художественном коллективе Польской армии генерала Владислава Андерса в СССР. В 1942-м году вместе с армией отправился на Ближний Восток, в Иран, Сирию, Палестину, Египет, где выступал для фронтовых подразделений.
Наследников Зуля Погожельская оставить не успела.
Про образование
Зуля Погожельская окончила гимназию в г. Севастополь.
Параллельно получила домашнее образование в области декламации, пения и сценического движения. С ней в основном занималась ее мама.
Артистическая карьера. Начало
В 1915-1917 годах Зуля Погожельская пела в хоре в селе Зелёный Гай под Харьковом.
Затем в 1917-1918 годах выступала в русском кабаре, гастролировала по Крыму.
Про эмиграцию
В конце 1918-го года, с окончанием 1-й мировой войны, началом Гражданской воны в России и получением Польшей независимости 22-х (20-ти) летняя Зуля Погожельская переехала в Польшу и оказалась в Варшаве.
Здесь на следующий год она дебютировала как театральная актриса - в театре Bagatela, известна точная дата ее дебюта - 7 мая 1919 года;
Так получилось в итоге, что с 1919-го и до конца своей жизни Зуля Погожельская выступала в варшавских театрах:
Qui Pro Quo (1919-1925 и 1929-1930),
Bat, Perskim Oku (1925-1927),
Teatr Nowości (1927-1928),
Morskie Oko (1928-1931),
Bandza (1931) -1933),
Рекси (1933),
Сиганерия (1933-1934).
Много гастролировала по Польше и странам Прибалтики.
Зуля Погожельская считается 1-й польской танцовщицей, станцевавшей на сцене танец чарльстон.
Случилось это 2 января 1926 года в ревю "Под платьем" ("Pod sukienką").
Карьера в кино. Начало
Дебютировала в кино Зуля Погожельская довольно поздно - в 30 (28) лет.
В 1926-м году на экраны вышел:
польский черно-белый немой короткометражный комедийный фильм Виктора Бигански (Wiktor Bieganski) - "Золотая лихорадка" ("Gorączka złotego") и одну из 2-х женских ролей в нем сыграла она.
Прим. КиноБлога. К сожалению, в настоящее время фильм считается утерянным.
В полнометражном кино Зуля Погожельская снялась через 4 года, но это уже была звуковая кинокартина, с монозвуком:
"Корыстная любовь" ("Niebezpieczny romans").
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Общая фильмография Зули Погоржельской – короткая по количеству, но причина форс-мажорна до трагизма (см. ниже):
актриса в большом кино - 8 фильмов;
актриса в короткометражном кино - 1 фильм.
До эпохи ТВ Зуля Погоржельская не дожила.
Годы активности Зули Погоржельской на экране - всего 9 лет:
1926-1934.
Снималась она только в польских фильмах и в 2- польских ко-продукционных: одном польско-американском и одном польско-чехословацком.
И её очень любил снимать польско-испанский режиссер русского происхождения Михал Васински (Michal Waszynski), большинство фильмов с актерским участием Зули Погожельской было поставлено им.
Также часто снималась в фильмах вместе с супругом, Конрадом Томом.
Вот полная фильмография Зули Погожельской:
1926 — короткометражный комедийный фильм "Золотая лихорадка" ("Gorączka złotego");
1930 — криминальная звуковая мелодрама "Корыстная любовь" ("Niebezpieczny romans"), роль - служанка;
1932 — спортивная комедийная мелодрама "Стометровка любви" ("Sto metrów miłości"), роль - Зоська (Zoska);
1932 — военная комедия "Уланы, уланы, мальчики рисующиеся" ("Ułani, ułani, chłopcy malowani"), роль - Хелька (Helka), любопытно, что в 1938-м году фильм подвергнется цензуре - польское правительство попросту запретит эту комедию как дискредитирующую польскую кавалерию и. армию в целом;
1932 — криминальная мелодрама "Безымянные герои" ("Bezimienni bohaterowie"), роль - подруга Янины, главной героини, со-продюсером, актером и сценаристом этого фильма выступил культовый деятель польского кино Евгениуш Бодо (прим. КиноБлога: в 1943-м году он погибнет в лагерях ГУЛАГа);
1933 — комедия "Ромео и Юлечка" ("Romeo i Julcia"), тут ее роль - главная: Франка Крочмальская (Franka Krochmalska), в одной из ролей снялся Антони Фертнер;
1933 — польско-чехословацкая экранизация одноименного сатирического романа Ильфа и Петрова -"Двенадцать стульев" ("Dvanáct křesel"), у нее главная женская роль - покровительница сиротского приюта. Этот фильм известен как самая 1-я адаптация упомянутого романа и именно здесь использован прием, когда деньги были спрятаны в одном из стульев;
1933 — мелодрама "Игрушка" ("Zabawka"), роль - Зузя, танцовщица "Зизи", Елена Зарембина и Евгениуш Бодо тут тоже в кадре;
1934 — польско-американская мелодрама "Влюблён, любит, уважает" ("Kocha, lubi, szanuje"), роль - Кунегунда (Kunegunda), служанка аптекаря.
Съёмки в этой польско-американской мелодраме 1934-го года оказались для Зули Погоржельской последними в карьере и в жизни:
"Влюблён, любит, уважает" ("Kocha, lubi, szanuje").
Среди звезд, снявшихся в фильме, оказались: супруг Зули Конрад Том и Елена Зарембина.
Прим. КиноБлога. Это фильм - один из первых голливудской студии Universal Pictures, снятых в Европе, и дистрибутировался в США под названием "Love, Cherish, Respect".
Про про увлечения
Ещё Зуля Погожельская всегда была певицей.
Причем, в её репертуаре преобладали комические и сентиментальные песни, и исполнявшиеся характерным образом.
Самые популярные ее хиты:
«Мы встретимся в Новом Свете» ("Spotkamy się na Nowym Świecie"), "Мисс Маня играет на мандолине" ("Panna Mania gra na mandolinie", ссылка для прослушивания - слева), «Что ты толкаешь, Бублицки?» ("Czego pan się pcha, Bubliczki") и др.
В конце 1920-х - начале 1930-х она была чрезвычайно популярно у варшавской и, особенно, варшавской публики, которая с легкой подачи польской прессы стала называть ее польской Мистингетт (см. выше).
С песнями Зуля Погожельская в основном выступала в кабаре, но также записывала их и на грампластинки.
Её лейблом была студия Сирена (Syrena Rekord) в Варшаве.
Дополнительные детали творческой биографии Зули Погожельской последуют от КиноБлога позже.
Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz.
Последний путь
В 1933-м году во время спектакля с большим количеством звезд, прямо на сцене, у Зули Погожельской проявились первые симптомы тяжелой болезни спинного мозга (позвоночника), которая уже на следующий год заставила ее прекратить карьеру.
Вместе со своим мужем Конрадом Томом она легла на лечение в Вильнюсскую университетскую клинику.
На фото ниже - это она с мужем (слева) на одной из вечеринок 1930-го года. Между ними - танцовщица Зизи Халама, еще одна медийная персона польско-русского происхождения тех времен.
Прим. КиноБлога. Популярная актриса и балерина польско-русского происхождения Лода Халама - просто её однофамилица, т.к. у Зизи Халама фамилия выдуманная (имя и фамилия при рождении - Józefa Sędzimirowa), а у Лоды Халама - настоящая.
А затем Зуля Погожельская отправилась на реабилитацию в санаторий доктора Роса в Вильно (прим. КиноБлога: так тогда назывался Вильнюс, столица нынешней Литовской Республики).
Зуля Погожельская умерла там же, в санатории доктора Роса.
Случилось это печальное событие 10 февраля 1936 года.
На день смерти ей исполнилось всего 40 (38) лет.
Тело Зули Погожельской было перевезено в Варшаву и захоронено на Пово́нзковском кладбище (Старые Пово́нзки) в Варшаве.
Прим. КиноБлога. Cmentarz Powązkowski или в народе Stare Powązki - исторический некрополь, расположенный в Варшаве по адресу ул. Powązkowska 1.
Зуля Погожельская (Zula Pogorzelska) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.