Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
У этого актера с предпочтениями в комическом жанре за всю театральную и кино карьеру набралось почти с полтысячи ролей!
Родился на территории тогдашней Российской империи, смешил зрителей в кино и на сцене сначала в России, а потом - уже в независимой Польше.
Польский и русский театральный и кино актёр Антон Фертнер (Antoni Fertner) родился 23 мая 1874 года в г. Ченстохов, Петроковская губерния, Царство Польское, Российская империя (с 1998-го года г. Ченстохов - в составе Силезского воеводства Республики Польша).
Прим. КиноБлога. Ченстохо́ва (Częstochowa или Czynstochowy), также встречается как Ченстохо́в, Ченстохо́во или Ченстоха́у — город на юге Польши, на реке Варта, столица Ченстоховского повята и городской повят. Духовная столица Польши и главное место паломничества. Первые упоминания о городе - 1220-й год. Согласно Географическому словарю царства Польского и других славянских стран, название города образовано от имени Ченстоха. Так звали легендарного основателя, упомянутого в Гнезненской булле римского папы Иннокентия II.
Некоторые русскоязычные источники информации ошибочно выдают следующий абзац за часть биографии Антона Фертнера: "Был вице-председателем Варшавского общества велосипедистов и организовал первые велогонки Царства Польского."
А на самом деле - просто прочитайте ниже.
Прим. КиноБлога. Не путать с другим Антоном Фертнером - Antoni Klemens Fertner (1849-1915) - соучредителем и долгое время вице-президентом Варшавского Общества велосипедистов (WTS).
Про родителей и семью
Антон Фертнер родился в семье кондитера.
Отец - Теофил Фертнер (Teofil Fertner).
Мать - Элеонора Фертнер (Eleonora Fertner), в девичестве Плешиньская (Pleszyńskaja).
У Антона Фертнера было три старших сестры.
Про образование
В старшей школе Антон Фертнер проявлял склонность к математике.
После смерти родителей Антон Фертнер поселился в г. Пётркув или Петроков (Piotrkowie).
Здесь, кстати, Антон Фертнер впервые в свое жизни столкнулся с внутренней кухней театров - он устроился работать клакёром в один из местных театров.
Прим. КиноБлога. Клакёр (claqueur, от французского слова claque или хлопок ладонью) — профессия человека, который занимается созданием искусственного успеха либо провала артиста или целого спектакля. Первые записи к описаниям людей подобной профессии относят к III веку до н. э., когда драматург-комедиограф Филемон нанимал против своего соперника Менандра клакёров. Группу профессиональных клакёров называют клакой. Используя эффект «социального доказательства», они стараются заставить публику в театрах вместе с ними аплодировать, кричать «Браво!» или проявлять недовольство. Феномен клаки основан на эффекте социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к аплодисментам, смеху и т. д., чем больше людей вокруг поступают аналогично. Данный феномен используется в театрах с помощью специально нанятых людей. И данный эффект ныне широко используется в ТВ шоу, особенно комедийного характера - всем известен закадровый смех, часто слишком навязчивый, кстати.
Затем Антон Фертнер переехал в Варшаву, где начал учиться в Торгово-промышленной школе имени Кроненберга (Wyższej Szkola Handlowa im. Kronenberga).
Прим. КиноБлога. Торговая школа Леопольда Кроненберга просуществовала в г. Варшава 26 лет, в период 1875-1900 годов.
Вскоре, однако, Антон Фертнер поступил на актерский курс в Школу драмы при Варшавском музыкальном обществе, тем самым отказавшись от построения "экономической" карьеры.
Прим. КиноБлога. Официально школа драмы при Варшавском музыкальном обществе, просуществовавшем с 1889-го по 1916-й год, называлась Класс дикции и декламации (Klas Dykcji i Deklamacji przy Warszawskim Towarzystwie Muzycznym).
Свою актерскую школу при Варшавском музыкальном обществе Антон Фертнер закончил в 1895-м году.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Еще обучаясь в вышеупомянутой актерской школе, Антон Фертнер совершил в составе театральной труппы передвижного театра несколько гастрольных туров по Польше.
Затем Антон Фертнер попробовал работу в Государственной контрольной палате (Izbie Kontroli Państwa). Однако канцелярская работа ему не нравилась, и поэтому он попросился в труппу театра Водевиль (Wodewil) в Варшаве, находившегося в то время под руководством Михала Воловски (Michał Wołowski).
Когда осенью 1895-го года Михал Воловски перебрался в Лодзь, Антон Фертнер, закончивший к тому времени свое актерское обучение, последовал туда с ним. И продолжил играть в труппе его нового театра.
Периодически, во время 3-х летнего пребывания в Лодзи Антон Фертнер участвовал вместе с театральной группой известной в то время польской актрисы Адольфины Зимаер (Adolfina Zimajer, в девичестве Wodecką, 1852-1939) в ежегодных гастрольных турах по царской России.
С конца 19-го века и по 1908-й год Антон Фертнер служил в нескольких Варшавских театрах (Народный театр, театр Фарса и Оперетты, Театр Розмаитоци и т.д.): а с гастрольными театральными труппами часто ездил на гастроли в Москву и Санкт-Петербург.
Кинокарьеру экранного актера Антон Фертнер начал относительно поздно, в возрасте 32-х лет, в 1908-м году в Варшаве, в 1-м польском художественном фильме:
он сыграл главную роль - Антоша или «Антошки» (Antos) в короткометражной (7-ми минутной) комедии «Антошка первый раз в Варшаве» ("Antos pierwszy raz w Warszawie", 1908), выступив здесь еще и в качестве соавтора сценария. Режиссёр и кинооператор фильма - француз немецкого происхождения Жозеф-Луис Мюндвиллер (Joseph-Louis Mundwiller), в те годы известный как Жорж Мейер (Ежи Мейер).
Подробнее - в первом томе двухтомника Олега Лубского "С Оскаром и рядом".
Первая роль на экране принесла Антону Фертнеру узнаваемость среди широкой аудитории.
А вот так это стартовало.
В 1908-м году Антону Фертнеру от Якуба Ясиньского (Jakub Jasiński), владельца первого кинотеатра в Варшаве («Оаза» или "Oaza"), поступило предложение сняться в черно-белом немом фильме в главной мужской роли, да еще и выступить в нем соавтором.
Конечно же на заманчивое предложение по сути стать пионером польского кино Антон Фертнер согласился. Фильм сняли в Варшаве за несколько дней, а его премьера состоялась 22 октября 1908 года.
Популярность фильма переросла в популярность самого актера, сыгравшего главную роль.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Антон Фертнер на протяжении всей своей актерской карьеры всегда был больше актер театральный, нежели актер кино:
он выступал на театральной сцене почти 60 лет - с 1895-го по 1954-й год;
а годов активности в кино всего 30 - с 1908-го по 1939-й год.
Говоря о фильмографии Антони Фертнера более детально, необходимо учитывать её разные периоды.
С 1908-го и до начала 1-й Мировой войны (до 1914-го) Антон Фертнер снялся примерно в десятке немых фильмов, в основном комедий, произведенных на территории Царства Польского.
Незадолго до начала 1-й мировой войны Антон Фертнер решил попробовать себя в роли кинопрокатчика - вскладчину со своими партнерами он купил родной для себя кинотеатр «Оаза», но из-за начавшейся войны, сразу после её начала кинотеатр впал в финансовые затруднения и Антон Фертнер и Ко. был вынужден его закрыть.
В 1914-м году Антон Фертнер отправляется сначала в Киев, а затем в Санкт-Петербург и Москву, где по 1918-й год часто играет в антигерманских пьесах, выступает в театрах Москвы и других городов России, играет роли в русском кино.
Вот как начался его "русский отрезок" кинокарьеры.
Своими удачными театральными ролями на московской сцене Антон Фертнер привлек внимание уже известного в то время кинопродюсера Александра Ханжонкова. Последний и предложил Антону Фертнеру сниматься в его фильмах в Москве.
1-й чисто российский художественный фильм Антона Фертнера и его 1-й у Ханжонкова:
комедия "Драконовский контракт" (1915), и одна из главных ролей.
Снятый на студии Ханжонкова в Москве "Драконовский контракт" приносит коммерческий успех. И Александр Ханжонков предлагает Антону Фертнеру постоянный контракт. Но уже на следующий год последний меняет кинокомпанию но переходит на другую московскую киностудию - "Люцифер" Эдуарда Пушкальского и Сергея Френкеля. Но по-прежнему продолжает "гнуть свою линию" - снимаясь в основном в комедийных фильмах с полюбившимся зрителем героем в его исполнении - Антошкой.
Прим. КиноБлога. В 1914-м году режиссер, поляк по происхождению, Эдуард Пухальский (Edward Puchalski) основал в Москве киностудию «Люцифер» вместе с Сергеем Френкелем и стал её главным режиссёром.
Одним из первых произведенных на "Люцифере" фильмов у Антона Фертнера стала:
кинокомедия "Антошу корсет погубил" (1916).
До Октябрьского переворота 1917-го года в России и начавшихся в связи с этим революционных событий и гражданской войны Антон Фертнер успел сняться в Москве в более чем 20-ти фильмах, поставленных Эдуардом Пухальским.
После 1918-го года и в последующие десятилетия выступал на сцене и снимался в кино Антон Фертнер только в Польше.
Вначале своей актерской карьеры Антон Фертнер не слишком серьезно относился к кино.
А после окончания 2-й мировой войны он в кино не вернулся вообще, сосредоточившись на своей театральной работе.
А истинный расцвет его актерского киномастерства как формы художественной деятельности приходится на 1934-1939 годы и связан с появлением звуковых фильмов.
Общая фильмография Антона Фертнера как актера кино - 51 роль:
в Польше в составе Российской империи (период 1908-1914) - 8 фильмов;
в царской России (период 1914-1918) - 24 фильма;
в независимой Польше (период 1918-1939) - 19 фильмов.
На телевидении Антон Фертнер никогда в своей жизни не снимался.
Наиболее известен зрителям Антон Фертнер как актер кино по следующим фильмам:
польская комедия "Ромео и Джульсия" ("Romeo i Julcia", 1933), роль - Онуфрий Козуглович (Onufry Kozieglowicz);
польская музыкальная комедия "Будет лучше" ("Bedzie lepiej", 1936), роль - Ручиньски (Ruczynski);
польская комедия "Два дня в раю" ("Dwa dni w raju", 1936), роль - Бошек (Boczek);
польская музыкальная комедия "Болек и Лёлек" ("Bolek i Lolek", 1936), роль - г-н Браун (Mr. Brown);
польская музыкальная комедия "Забытая мелодия" ("Zapomniana melodia", 1938), роль - Богуслав Ролич (Boguslaw Rolicz).
Последняя работа актера Антона Фертнера на экране:
польский художественный фильм "Бродяги" ("The Tramps" или "Włóczęgi", 1939), роль - Тромбка, частный детектив (Trompka). Фильм в жанре комедийной мелодрамы был снят будущим легендарным продюсером и режиссером Михалом Вашиньским на студии "Варшавское кинобюро Феникс" (Warszawskie Biuro Kinematograficzne Feniks).
Последний путь
Умер Антон Фертнер, не дожив чуть больше месяца до своего 83-х летия.
Случилось это печальное событие 16 апреля 1959 года в г. Краков, Польская Народная Республика (ныне - Республика Польша).
Похоронен на Раковицком кладбище (Cmentarz Rakowicki) в Кракове, являющемся в настоящее время мемориальным.
Прим. КиноБлога. На Раковицком кладбище похоронены многочисленные представители военной, культурной и общественной интеллигенции Польши. Название кладбища происходит от близлежащей улицы Раковицкой. Кладбище основано в 1803-м году.
P.S.
После смерти
В течение года после смерти актера, в 1960-м году из печати в Варшавском издательстве Wydawnictwo Literackie вышла книга:
" Антони Фертнер: "Комичные путешествия" (Antoni Fertner: „Podróże komiczne”) - некий сборник его воспоминаний, собранных и отредактированных Ежи Бобером (Jerzy Bober).
Антон Фертнер (Antoni Fertner) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Фильмография Антона Фертнера на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Comments