Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Она снялась в этом фильме в главной женской роли. Но и как у "Норд-Оста" современных российских времён, у её "Норд-Оста" тоже печальная история. Этот советский немой художественный фильм не сохранился, остались только записи о его сюжете.
Премьера фильма, в котором она сыграла роль американки Оллан Хартлей, состоялась 25 декабря 1928 года.
Через пару лет, снявшись в Одессе в кинокартине впоследствии репрессированного Фауста Лопатинского, сама превратилась в "иностранку", эмигрировала в Германию.
Прим. КиноБлога. Справка. Кинокартина "Норд-Ост" (1929) явилась продолжением фильма "Пурга" по одноименной пьесе Дмитрия Щеглова. Вернувшись в Америку из командировки в Советский Союз, инженер Оллан Хартлей поступила работать на завод в Нью-Йорке. Здесь она встретила представителя советского треста, инженера Гурова, отца ее ребенка. Она готова порвать со своим мужем Стэном, журналистом, убежденным реакционером... В финале она просит Гурова помочь ей уехать в СССР.
Кто же она такая? Читайте этот пост КиноБлога о ней далее.
Французская, британская, германская, чехословацкая, советская и русская киноактриса, певица и балерина Зоя Валевская (Zoya Valevskaya) родилась ... .......... ..... года в г. ............, Российская империя.
Прим. КиноБлога. Зоя Валевская - из состава советских звёзд, чьи имя и биография были фактически вырваны из истории, в данном случае - советского кино. Наказание такое было назначено советскими властями в ответ за измену Родине. Под изменой понималось замужество с состоятельным иностранцем и последовавшая эмиграция за пределы страны. Поэтому КиноБлогу пришлось провести первичное кропотливое исследование, чтобы буквально по крупицам восстановить хоть какие-то базовые данные и генеалогические цепочки Зои Валевской. Поиск осложнялся и осложняется еще и тем, что фамилия Валевская в Европе прежде всего связана с другой, более популярной там личностью. Мария Валевская, польская дворянка из обедневшей семьи, выданная замуж по расчету, одно время российского подданства и любовница (т.н. "польская жена") французского императора Наполеона.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Г.И. Кучиной из Австралии, встречавшейся с Зоей Валевской в её поздние годы во Франции: "Ее возраст — загадка. По книге «Кто есть кто» ей должно было быть около ста лет. По ее рассказам, она женщина без возраста. Когда я взглянула в книгу «Очерк истории кино СССР» Н. А. Лебедева, заметила, что легендарный артист советского кино Н. Черкасов был только начинающим, в то время Зоя была уже на главных ролях."
Творческих псевдонимов Зоя Валевская не имела.
Но зато, сменив множество мужей, накопила коллекцию "супружеских" фамилий.
Полное настоящее имя при рождении:
Зоя Павловна Валевская.
Встречающиеся фамилии по супругам:
Хассо, Сасон (прим. КиноБлога: подробнее читайте в след. разделе).
На украинском, в период расцвета ее карьеры в Украине и когда советскими властями разрешалось использовать украинский язык как основной, её имя и фамилию писали и печатали на открытках, афишах и плакатах так:
Зоя Валевьска.
В свой оказавшийся весьма продолжительным эмиграционный период много перемещалась в пределах Европы, как по собственному желанию, и так и по складывающимся обстоятельствам. Поэтому на латинице можно встретить её имя и фамилию в нескольких вариациях:
Zoya Valevskaya, Zoe Walewska, Zoé Valewska.
Ещё встречаются комбинированные варианты с добавлением фамилии её мужей.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. Зоя Валевская была знакома и дружна с Имре и Верой Кальман. Верой Кальман ее крепкая дружба продолжилась и после смерти Имре Кальмана.
Современники считали Зою Валевскую красивой и талантливой женщиной, сама она особо ценила свои ножки, благодаря внешним данным и изумительной общительности имела много поклонников и обожателей.
Про родителей и семью
Зоя Валевская - родом из русской семьи.
Родители Зои Валевской:
отец - Павел Валевский;
мать - ?.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Г.И. Кучиной: «Мне кажется, главным ее переживанием было то, что мать не простила ей измены и обмана (дочь уехала не простившись), и ей никогда не пришлось с ней встретиться, хотя она стремилась ее выписать в Париж, купила большую квартиру, но мать отказалась приехать. После ее смерти Зоя продала половину этой квартиры и осталась в меньшей ее части. Она часто мне говорила, что не могла найти в жизни покоя из-за того, что не произошло примирения с мамой.»
Сестра (двоюродная) Зои Валевской:
Эмма Давыдовна Валевская, советская кино и театральная актриса.
Супруги Зои Валевской (те, что известны):
Прим. КиноБлога. Из первых уст. По воспоминаниям самой Зои Валевской "за свою длинную жизнь она похоронила их несколько".
1-й - европейский банкир, этот муж через два года трагически умер при непонятных обстоятельствах;
2-й - Гарри Гассо (Karl Harry Hartnagel Hasso, 24.07.1904 - 11.07.1984), шведский и германский кино оператор, фотограф и режиссер;
3-й - Сасон (Sason).
Прим. КиноБлога. Из предположений. Персоне по имени-фамилии Zoe Hasso (Walewskaja) в Германии приписывается смерть в 1933-м году. Возможно, для Зои Валевской это было прикрытие, чтобы избавиться в Германии от замужества с Гарри Гассо. Или для него, когда он узнал, что его дражайшая исчезла.
Своих детей у Зои Валевской не было. Поэтому всю свою материнскую нежность отдала племяннице и её дочери, проживавшим в советском Ленинграде / российском Санкт-Петербурге.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Г.И. Кучиной: "Родственники в Советском Союзе всегда нуждались, и Зоя очень щедро им помогала. Её даже называли доброй феей. ... Ее поклонники не отказывали ей в просьбах, и много раз она выручала родственников из бедственного положения."
Другими публично доступными и/или разрешёнными сведениями про родителей, семью и детей Зои Валевской в настоящее время КиноБлог не располагает.
Про образование
Зоя Валевская получила специализированное актерское образование уже будучи популярной советской киноактрисой - она окончила киноотделение Ленинградского театрального института в 1928-м году .
Артистическая карьера. Начало
Творческую карьеру Зоя Валевская начала как танцовщица и артистка балета в Петрограде.
Но после серьезного заражения ноги из-за педикюра ей пришлось оставить балет.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Начало карьеры Зои Валевской в кино приходится на 1917-й год, на самый излом перехода царской России в советскую.
Прим. КиноБлога. Некоему Михаилу Мошкину в начале 1990-х годов удалось на еще существовавшей тогда Ленинградской кинофабрике сделать телевизионную программу в России о Зое Валевской и ее жизни в кино. Пока концы это телепрограммы КиноБлог не нашел. Но можно предположить, что если такой фильм существует в реальности (сохранился), в нем можно обнаружить детали творческой биографии этой актрисы, балерины и певицы.
Дебютная кинолента:
драма "Пан Твардовский" (Россия, 1917), в 2 частях, режиссер - Владислав Старевич, роль - Анжелика.
На предэмиграционный период, 1927-1929 годы, приходится самый пик поулярности Зои Валевской как советской киноактрисы. Вот её фотография с обложки советского периодического журнала "Советский экран" № 32, 1927 год:
Про эмиграцию
Эмигрировала Зоя Валевская в 1929-м году, бежав из СССР в Германию.
Документальные подробности бегства, возможно, сохранились в архивах НКВД. А художественные ушли вместе с Зоей Валевской.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Г.И. Кучиной, записанных со слов Зои Валевской: "Она со своей мамой отдыхала в Одессе, и на пляж совершенно неожиданно подкатил длинный лимузин, из которого вышел интересный мужчина. Они познакомились, и очень быстро между ними вспыхнул бурный роман. Вернувшись в Москву, они поженились, помню, что мне Зоя рассказывала, что они жили в гостинице «Метрополь», он задаривал ее драгоценностями, шубами, на шкурках меха стояли печати с ее именем. Но, по не зависящим от них обстоятельствам, им пришлось срочно уехать, оставив все драгоценности в сейфе и не имея возможности попрощаться с мамой."
В 1936-м году, снявшись (как потом окажется) в своем последнем фильме, уехала из Германии (Чехословакии) во Францию и провела остаток жизни там.
Во время 2-й мировой войны Зоя Валевская перебралась в Великобританию, и там, в Англии она, в чине офицера армии (?) ездила и пела в составе труппой по фронтам и воевавшим подразделениям.
Хотя остатком "французский период" Зои Валевской трудно назвать - почти 60 лет во Франции. И все эти году - уже без кино и ТВ.
В Париже жила на улице Христофора Колумба, в своей собственной квартире. Была довольно состоятельной персоной, ее драгоценности торговались на аукционе Кристи.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Экранная карьера Зои Валевской была связана с ролями в кино на Родине и за рубежом, в эмиграции:
русский/советский период - 13 лет (1917 -1929);
эмиграционный период - 6 лет (1931 - 1936).
По этой ссылке можно бесплатно посмотреть советский немой фильм "Пурга" (1927), в котором она, кстати, опять сыграла иностранку.
В эмиграции Зоя Валевская снялась в 3-х кинолентах. Все они были произведены в Германии.
На взгляд КиноБлога, если не самой значимой её работой среди этих кинокартин, то самой любопытной стоит назвать роль самой себя в швейцарско-германской документальной пропагандисткой киноленте:
"Враг в крови" ("Feind im Blut", 1931)
Фильм был пропагандистским не в том военном плане, что вы могли быстро прилепить к фильму, т.к. его сняли, смонтировали и выпустили на экран в период начавшейся в Европе коричневой чумы. Он был направлен на борьбу с таким опасным заболеванием как сифилис.
А любопытным для интересующихся историей мирового кино и влиянием русских на него он является потому что фильм хоть и считается номинально швейцарско-германским, по факту он еще и русский. Потому что серьезный вклад в его создание внесли вот эти два швейцарских гражданина русского происхождения:
Георгий Стиланудис (в эмиграции - Георг Стилли), кинооператор и монтажер фильма, родом из Одессы;
а со-автором сценария и продюсером фильма стал Лазарь Векслер, отец будущего оскароносца Дэвида Уэкслера. Да-да, родившийся в российской Империи Лазарь Векслер в Европе быстренько стал Лэйзером Уэкслером. Впрочем, рассказы о нем, ставшем известным кино продюсером, и его именитом сыне - это будущие отдельные посты КиноБлога.
Вернемся к Зое Валевской.
Фильмография Зои Валевской на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb .
Прим. КиноБлога. Фильмография Анны Каллин является для КиноБлога предметом отдельного исследования.
Дополнительные детали творческой биографии Зои Валевской, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Благодаря вашей помощи.
Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
Зоя Валевская умерла в возрасте ____ лет. Произошло это печальное событие 28 января 2005 года в г. Париж, Франция.
Похоронена Зоя Валевская на мемориальном кладбище Сент-Женевьев де Буа.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Г.И. Кучиной, « ... расстроилась, но, вернувшись в гостиницу, решила позвонить Зое (Валевской) и, с облегчением услышав ее крепкий голос, поняла, что памятник заказан заранее. Однажды Зоя сама приехала на кладбище и увидела на своей могиле шелковые цветы. Она с ними в руках сфотографировалась (у меня есть эта фотография), потом взяла букет домой, разделила его и расставила у себя в квартире по разным вазам.»
Официальных записей о том, что Зоя Валевская похоронена на вышеупомянутом кладбище, КиноБлог не нашел.
Зоя Валевская (Zoya Valevskaya) - в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Фильмография Зои Валевской на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Будем благодарны за целевую материальную поддержку проекту Ru KinoStarz® любой суммой, которую мы направим на выкуп архивных материалов. Взнос на анонимных или публичных условиях, по вашему выбору. В традиционной форме или цифровыми деньгами.
Comments