top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Четыре V вместо ВэВэ | Владимир Венгеров, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

У него была очень популярная сегодня аббревиатура имени и фамилии "ВэВэ" (сами знаете, с кем она чаще всего сегодня ассоциируется). Но в эмиграции начальные буквы его имени и фамилия так исказились, что количество букв на латинице удвоилось (если букву "W" считать за сдвоенную "V + V").

Такая вот игра не слов, но букв получилась у него.

Прим. КиноБлога. Этот пост КиноБлога - 1-я в мире системная биография Владимира Венгерова. Труд и жизнь этого Владимира Венгерова (были другие) мало известны европейским и мировым историкам кино, а российским современным читателям не известны вообще. Между тем, его биография и работа в кино очень ценны для раннего русского кино и европейского межвоенной кинематографии, не меньше, чем Иосиф Ермольев, Александр Каменка, Ной Блох, Дмитрий Харитонов, Григорий Рабинович, Сергей Оцуп, Александр Ханжонков и другие.

 

Немецкий, французский, шведский и русский кинопродюсер, режиссёр, кинопредприниматель, меценат Владимир Венгеров (Wladimir Wengeroff) родился в 1891-м году в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).

Прим. КиноБлога. Точная дата рождения публично не известна.

Полное полное имя при рождении:

  • Владимир Григорьевич Венгеров.

Творческих псевдонимов не имел, если не считать "облагораживание" своих имени и фамилии на англо-саксонский манер - Wladimir Wengeroff вместо Владимир Венгеров.

Да, кстати, на латинице встречается и вариант только с одной двойной V - Vladimir Wengerov.

Владимир Венгеров - один из пионеров русского кино.

Прим. КиноБлога. Сведения о Владимире Венгерове собраны КиноБлогом по крупицам из различных общедоступных источников. Наиболее подробно до КиноБлога о Владимире Венгерове на русском написал Рашит Янгиров - в книге «„Рабы Немого“: Очерки исторического быта русских кинематографистов за рубежом: 1920-1930-е годы» (2007), но в тамошней главе о Владимире Венгерове рассматриваются только отдельные фрагменты биографии великого русского и европейского кинопродюсера. КиноБлог продолжит добывать информацию о Владимире Венгерове и дальше, но для работы с платными зарубежными первоисточниками требуются спонсорские (меценатские) средства.

Этот пост про Владимира Венгерова - самый первый пост КиноБлога в проекте Ru KinoStarz о мировых кинозвёздах русского (российского) происхождения, где нам не удалось добыть фотографическое изображение героя поста. Надеемся, в будущем мы сможем это исправить, если только где-нибудь в мире сохранились его фотографии.

Прим. КиноБлога. В качестве изображений Владимира Венгерова мы пока используем шарж Михаила Дризо (псевдоним MAD) в №3 берлинского журнала "Русское эхо" и графику, созданную Жоржем Анненковым 5-ю годами позже из его раскадровки рекламного анимационного ролика для Wengeroff Film GmbH. Персонаж руки Жоржа Анненкова идет на боксерский поединок, в мюзик-холл, на фильм про Микки-Мауса (за год до этого придуманный Уолтом Диснеем).

Конечно, рисунок Жоржа Анненкова - это лишь образ.

Но когда фигура реального человека становится образцом для публичного рисования - это признак популярности в определенных кругах.

Прим. КиноБлога. Кстати, Владимира Венгерова и Жоржа Анненкова следует считать если не пионерами, то в числе пионеров, вышедших утку-селезня на экран в качестве персонажа. Ведь ставшие знаменитыми американские утиные мультперсонажи - Дональд Дак (студия Уолта Диснея) и Даффи Дак (студия Уорнер Бразерс) появились лишь 5 и 10 лет спустя, в 1934-м и 1938-м годах соответственно.

Про родителей и семью

Владимир Венгеров родился в состоятельной российской еврейской семье, где глава семьи стал выкрестом (прим. КиноБлога: сменил иудейскую веру на христианскую).


Прим. КиноБлога. В описании происхождения Владимира Венгерова приходится опираться на книгу одного из потомков рода Венгеровых «Мемуарески» (2017), автор - Элла Венгерова, внучка родного брата Владимира Венгерова (т.е. внучатая племянница) и вдобавок еще и его крестница.

Род Венгеровых по происхождению территориально отслеживается из-под Сумов и Полтавы, затем обнаруживается в Минске. В роду были и банкиры, но много и творческих личностей по части музыки, кино, книгоиздания и переводческих работ.

Родители Владимира Венгерова:

  • отец - Григорий Венгеров;

  • мать - ???

У Владимира Венгерова был родной брат:

  • старший - Александр Григорьевич Венгеров (1883 - 1940, Москва), врач-педиатр, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Полные тезки (по имени и фамилии) из творческой среды - это его родственники:

  • советский режиссер и сценарист Владимир Яковлевич Венгеров (11.01.1920, Саратов - 15.11.1997, Санкт-Петербург);

  • скрипач Владимир Венгеров (1880 - 1900).

Один из предков Владимира Венгерова - знаменитый Семен Афанасьевич Венгеров (05.04.1855, Лубны - 14.09.1920, Москва), основатель российской Книжной палаты; умер от голода в 1920-м году, не продав ни единой книги из своей коллекции, но завещав все Публичной библиотеке имени Салтыкова-Щедрина.

Известный немецкий актер Геннадий Венгеров - его потомок по одной из линий (пост КиноБлога о Геннадии Венгерове читайте ЗДЕСЬ).

Всю свою жизнь Владимир Венгеров прожил холостяком и прямых наследников не оставил.

Прим. КиноБлога. Дополнительные сведения о роде Венгеровых можно почерпнуть из книги писательницы Полины Венгеровой (матери С.А. Венгерова) "Воспоминания бабушки: образы из истории культуры евреев России" ("Memoiren einer grossmutter: bilder aus der kulturgeschichte der juden russlands", Pauline Wengeroff), изданной на немецком в Берлине в 1908-м году. На русский книга не переведена до сих пор.

Другими публичными доступными сведениями про родителей, семью и личную жизнь Владимира Венгерова на настоящий момент КиноБлог не располагает.

Про образование

Детальных сведений об образовании Владимира Венгерова нет.

Карьера в кино. Начало


Прим. КиноБлога. В описании доэмиграционного периода жизни и кинобизнеса Владимира Венгерова приходится опираться на воспоминания Владимира Гардина (где он, - понятное дело, - больше выпячивает себя, чем своего партнера) и на книгу одного из потомков рода Венгеровых «Мемуарески» (2017), автор - Элла Владимировна Венгерова (1936 - ).

В кинематограф Владимир Венгеров пришел из бизнеса. Его первым большим коммерческим успехом до этого стали успешные игры акциями и размещениями на московской фондовой бирже.

Став миллионером, Владимир Венгеров удивил родственников и окружающих, - увлекся вдруг кино и своему первому партнеру продемонстрировал свои крутые амбиции на новом для себя рынке (впоследствии это станет его фишкой - строить грандиозные планы в киноиндустрии).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Согласно мемуарам Владимира Гардина, "его партнер отличался от других продюсеров голливудскими амбициями его проектов (набор для съемок труппы Художественного театра, строительство собственной кинопроизводственной фабрики и т. д.)."

И справедливости ради и ради ещё и восхищения следует отметить, что часть своих прибылей Владимир Венгеров пускал и на русский театр. В частности, своему будущему соседу по дом Нирнзее (читайте далее) Александру Таирову он в 1914-м году помог выкупить в аренду и оснастить Камерный театр.

Прим. КиноБлога. Справка. Камерный театр — драматический театр, основанный в 1914-м году Александром Таировым, располагался в перестроенном под театр особняке XVII века на Тверском бульваре в Москве. 1-й спектакль был показан 12 декабря 1914 года, последний — 29 мая 1949 года. На основе закрытого театра был создан Московский драматический театр имени А. С. Пушкина.

Если точно, в русском кинематографе Владимир Венгеров начал позднее других кинопродюсеров - в апреле 1915-го года, с товарищества «Киночайка», по утверждению Владимира Гардина, основанного совместно с ним.

К сожалению, не найдено пока первоисточников, доказывающих исторически несправедливое присвоение Владимиром Гардиным лавров по созданию венгеровского предприятия.



Но есть логотип, демонстрирующий, что первоначально компания, созданная Владимиром Венгеровым в своём названии содержала только его имя и фамилию и изображение чайки (см. картинку выше).

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Так описывал 24-х летнего Владимира Венгерова Владимир Гардин, когда впервые увидел первого: "Представьте себе хорошо откормленного маль­чугана лет шести-семи, еще сохранившего в облике своем наивно радостное выражение первых детских лет. Обратите годы в секунды, и пусть на ваших глазах этот полный маль­чуган обратится во взрослого человека, а мальчишеское лицо свое сохранит. Глаза оста­нутся теми же круглыми, приветливыми, речь — полной неожиданных переходов. Его все интересует, кроме деловой части, которую ведут скучные юристы. Деньги — вздор, о кото­ром совестно упоминать... Все, что вы хотите, все к вашим услугам!"

В этом же 1915-м году на крыше 2-го московского "тучереза" был оборудован кинопавильон для зимних съемок «Киночайки», быстро превратившейся в киноателье “В. Венгеров и В. Гардин”.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Владимира Гардина: "Летнее ателье было выстроено в Петровском парке, а зимнее помещалось наверху 13-ти этажного дома в Большом Гнездниковском переулке на Тверской. Там же я снял квартиру и контору для нового предприятия."

Владимир Венгеров радовался красивому сочетанию имен в названии компании.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Два Владимира! Ну, чокнемся в знак мира и согласия.

1-й художественный фильм их кинопредприятия — драма «Накануне».

Экранизация одноименного романа Ивана Тургенева по сценарию Эммануила Баскина и под режиссурой Владимира Гардина и Николая Маликова с Ольгой Преображенской в главной женской роли была выпущена на экран 3 сентября 1915 года.

Любопытно, что сам Дом Нирнзее или "Чедомос" имеет богатую кинематографическую историю, которая началась ещё в дореволюционные годы. В реальной жизни потом получилось так, что этот высокий доходный дом, построенный за 3 года (1912–1914) архитектором Эрнстом-Рихардом Нирнзее в Большом Гнездиковском переулке, д.10 в Москве на выкупленном им же у неудачливой московской купчихи земельном участке - знаковое место для истории не только русского, но и советского кинематографа и театрального искусства.

А "начали в нем кино" Владимир Венгеров и Владимир Гардин, не ограничиваясь съемками в своем специально оборудованном зимнем кинопавильоне на крыше - кинофирма «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» нередко использовала интерьеры различных частей дома в качестве декораций к своим фильмам.

Нередко сцены фильмов снимались и на лестницах доходного дома, и даже на его стенах и водосточных трубах.

Известно, что в своем "крышном" павильоне «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин» под режиссерским руководством Владимира Гардина сняло следующие фильмы:

  • фильм «Мысль» с Григорием Хмарой в главной роли;

  • короткометражные фильмы по сценариям Аркадия Аверченко «Без пуговиц» и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок», в одной из которых снялся сам сатирик.

Прим. КиноБлога. Справка. После начала 1-й мировой войны в 1915-м году Эрнст Нирнзее продал этот свой доходный дом (на фото вверху так он выглядел в первый год после постройки) банкиру Дмитрию Рубинштейну (за 2,1 млн рублей), но остался в нем жить. Во время боёв в октябре—ноябре 1917-го года здание было одним из основных опорных пунктов белогвардейцев. В июле 1918-го года здание национализировали, после чего его прозвали 4-м домом Моссовета (отсюда странное народное название "Чедомос"). Вместо выселенных жильцов (до революции в доме проживало 700 человек) в квартиры заехали партийные работники, сотрудники Коммунистического интернационала, служащие советских учреждений. Согласно городской легенде, сам Нирнзее покончил с собой чуть ранее - зимой 1918-го года, выбросившись в лестничный пролёт. В советское время киноистория Крыши продолжилась, на крыше этого дома снимались: художественный фильм Саввы Кулиша «Сказки… сказки… сказки старого Арбата» (1982), отдельные сцены фильмов Карена Шахназарова «Курьер» и Эльдара Рязанова «Служебный роман» (1977), финальная сцена фильма Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (1979). В 2000-м году режиссёр Андрей Райкин снял посвящённый дому многосерийный документальный фильм «Дом Нирнзее». В настоящее время в этом доме среди прочих владельцев и арендаторов располагаются такие творческие учреждения как: Учебный театр ГИТИС, студия «Бета Бор Мюзикл», Московское концертное объединение «Садко», журнал «Вопросы литературы», Фонд содействия развитию литературы «Литературная критика».

В 2019-м году Учебный театр ГИТИСа с помпой распахнул свои двери после капитальной реставрации. И по-прежнему располагается в Доме Нирнзее, в его театральном подвале (крыша дома давно закрыта для общественного использования). Нирнзее проектировал подвал для общих сходок постояльцев дома, но до революционного переворота 1917-го года его облюбовал театр "Летучая мышь" Никиты Балиева, с тех пор он стал театральным подвалом. И вот уже долгие годы - это главная учебная сцена московского ГИТИСа (на фото внизу - главный вход в этот театр). В общем, кино и театр в этом доме продолжаются...

Вхождение в кинобизнес у Владимира Венгерова пришлось на начало 1-й мировой войны. Он занимался кинопроизводством, на фронтах не воевал, но находил время для участия в патриотических делах. В частности, как один из видов помощи русской армии - это его участие в московском отделении общероссийского Комитета «Книга – солдату», который отвечал за сбор и передачу книг раненым русским солдатам.

Прим. КиноБлога. Справка. Комитет по снабжению раненых произведениями печати был организован в первые дни 1-й мировой войны московскими издателями. Председателем Комитета был избран В.В. Познанский, секретарем - В.Г. Венгеров.

Но летом 1917 года из совместного кинопредприятия двух Владимиров вышел Владимир Гардин.

Считается, что с тех пор оно быстро превратилось в киноателье средней руки, сменив название на «Мерказор».

Про эмиграцию в Европу


В 1918-м году кинопредприятие В. Гардина и В. Венгерова было ликвидировано.

Прим. КиноБлога. Предположение. Скорее всего, Владимир Венгеров просто не стал дожидаться принудительной национализации (национализация большевиками частных кинофабрик по всей России произошла в 1918-м году).

И дальше планы главного инвестора компании, Владимира Венгерова, изменились - он отбыл на юг, в Киев.

Большевистскую революцию Владимир Венгеров, в отличие от брата, не принял. И там, в Киеве, в годы Гражданской войны вернулся к своей первоначальной коммерческой деятельности, фармацевтической - стал зани­маться поставками санитарно-медицинских товаров войскам Юденича.

В 1920-м году Владимир Венгеров эмигрировал из царской России, сначала в Германию, потом во Францию.

Свою московскую квартиру в знаменитом "Доме России" на Сретенском бульваре оставил родному брату Александру Венгерову, который выжил в ней со своим семейством благодаря добровольному уплотнению и индульгенции от самого В.И. Ленина, которого лечил.

Карьера в европейском кино и ТВ. Начало

За рубежом Владимир Венгеров интереса к киноиндустрии не потерял, наоборот, он вернулся к ним в первые же месяцы эмиграции и с более масштабными планами.

Владимир Венгеров был одним из мировых пионеров межнациональной кооперации в кино. Осенью 1921-го года он предложил организовать совместное русско-германо-французское фильмовое про­изводство.

Правда, тогда потенциальные партнеры сочли этот проект несвоевременным.

Отказ не смутил Владимира Венгерова. Зарабатывая на посреднических сделках в других, более доходных сфе­рах, в 1921-1923-м годах он вложил средства в несколько берлинских кинопредприятий русского происхождения%

Через год, в 1924-м году Владимир Венгеров основал вместе с германским промышленником Уго Стиннесом (Hugo Stinnes) свою самую "громкую" европейскую кинокомпанию :

  • Westi-Film.

Прим. КиноБлога. Не от слова "вести", это сочетание первых слогов в фамилиях 2-х учредителей компании.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри


Кинематографическая карьера у Владимира Венгерова уложилась в период 25 лет (с учетом перерыва на период адаптации в Европе после эмиграции):

  • 1915 - 1939.

На ТВ Владимир Венгеров никогда не работал, ибо до массового его внедрения попросту не дожил.

А вот его кинематографическая стезя четко делится на 2 периода:

  1. русский: 1915 - 1918;

  2. европейский: 1921 - 1939.

Общая личная фильмография Владимира Венгерова как режиссера и продюсера исчислению поддается трудно, особенно в русский период. Большинство спродюсированных и/или срежиссированных им фильмов утеряно.

Известно, что студия «В. Венгеров и В. Гардин» ориентировалась на экранизацию произведений русских писателей и поначалу Владимир Венгеров и Владимир Гардин были очень продуктивны.

Только за лето 1915-го года они произвели сразу 13 картин с участием известной киноактрисы Ольги Полевицкой.

В число их фильмов входит и фильм «Приваловские миллионы», снятый на Урале и в Сибири.

Эта кинокартина представляла собой, помимо художественной, значительную этнографическую ценность.

А вот европейские кинокомпании, к созданию которых причастен Владимир Венгеров как учредитель или со-учредитель или как добавившийся акционер (дольщик), можно перечислить и сосчитать более-менее точно:

  • шведско-германское СП Isepa-Wengeroff Film GmbH;

  • Westi-Film;

  • Wengeroff-Film;

  • Viking-Film;

  • Atlantik-Film.

3 европейских мегафильма, которые со-продюсировал Владимир Венгеров:

  • 1926 - шведско-германская немая черно-белая полнометражная драма "Просто танцовщица" ("Bara en danserska"), русские в фильме - Михаил Чернов (актер), Василий Масютин (именитый русский художник выступил как консультант);

  • 1927 - шведско-французская мелодрама "Совершенный господин" ("En perfekt gentleman"), в этом фильме - последняя роль в кино у Лео Головина, перед тем ка через многие годы он вернется на экран как ТВ актер;

  • 1929 - ко-продукционный (Германия / Франция / Швеция) полнометражный черно-белый немой фильм в жанре триллер-ужастик - "Калиостро - любовь и жизнь великого искателя приключений" ("Cagliostro - Liebe und Leben eines großen Abenteurers", русские в фильме - Александр Каменка (со-продюсер), Лазарь Меерсон (художник-постановщик), Василий Курочкин (продакшн-менеджер юнита), Николай Римский, Эндрюс Энгельман, Илла Мири, Иван Коваль-Самборский (актерский состав).

Прим. КиноБлога. 2-й фильм в настоящее время имеется только в укороченной версии, в 1988-м году которая была восстановлена. Остальная (бОльшая) часть фильма считается утерянной.

И хотя в заключительные годы своей кинокарьеры Владимир Венгеров занимался исключительно кинодистрибуцией, он остался известен в истории европейского кино как кинопродюсер 2 европейских кино хитов и как кинопредприниматель глобального мышления.

Ведь всем известной целью Владимира Венгерова было создание ЕКС (Европейского кинематографического союза).

Он задумал и предложил ЕКС как европейскую альтернативу в противостоянии с послевоенным доминированием Голливуда и США на европейском рынке.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот к чему призывал и как аргументировал Владимир Венгеров, актуально и сегодня: "Я обращаюсь в первую очередь к директорам и говорю им: заключайте между вами французско-английский, франко-итальянский, англо-французский, англо-итальянский, франко-шведский, англо-шведский альянсы столько, сколько вы хотите, но объединяйтесь вы! ... Каждый фильм должен быть сделан таким образом, чтобы он подходил всему миру, то есть, чтобы достичь Америки. Деньги, которые нужно потратить на фильм, таковы, что только одна страна не может себе этого позволить. ... Я обращаюсь к прессе, писателям, актерам и режиссерам и говорю им: поддержите нас в нашем европейском предприятии, иначе богатая европейская литература и ее художественные сокровища вряд ли будут использованы или Не приспособлен к американскому вкусу, что они станут неузнаваемыми. ... Наконец, я обращаюсь ко всем в частности, и, не вмешиваясь в политические вопросы, говорю им: война окончена, теперь нам необходимо создать Европейский союз на уровне работы, в области искусство и коммерция."

Любопытно, что одна из целей ЕКС и Владимира Венгерова состояла в том, чтобы включить в проект советские кинематографические организации - для распространения европейских фильмов в СССР и для совместного производства, в котором фильмы для западного рынка будут сниматься на месте.

В конце 1923-го года между Госкино и финансовым партнером Владимира Венгерова по компании WeSti-Film (см. выше) Уго Стиннесом были проведены довольно серьезные переговоры по этому вопросу.

После этого был разработан германо-советский проект "Общества восточного кино" ("Востоко-кино"), который должен был иметь для Европы исключительные права на съемку на территории России. И был проработан даже устав предприятия и оговорены/закреплены почти безграничные возможности валютных и имущественных операций этого Общества.

Вероятно, что при наличии таких потенциальных возможностей "Востоко-кино" организационно-управленческая работа Владимира Венгерова была бы реализована, если бы не внезапная смерть Стиннеса.

В 1925-м году Стиннес умер, перед Госкино вскрылось, что "серым кардиналом" в схеме Стиннеса стоит русский эмигрант Владимир Венгеров, и советские киновласти быстро свернули вроде бы перспективную для себя затею.

После этого Владимир Венгеров пришел работать на немецкую киностудию UFA.

В середине 1930-х годов Владимир Венгеров предпринял еще одну попутку сотрудничества с советскими киновластями - он пытался "раскрутить" на международную кооперацию невыездного в те годы Сергея Эйзенштейна, но об этом КиноБлог расскажет чуть позже. Следите за дополнениями этого поста.

Про про увлечения

На протяжении всей своей жизни, когда мог, Владимир Венгеров оставался меценатом.

За рубежом одно то, что именно он, Владимир Венгеров, финансировал в Ментоне дом для престарелых французских киноактеров русского происхождения, заслуживает, не просто уважения, а почитания.

Прим. КиноБлога. Справка. Город Ментона (в таком, итальянском виде название укоренилось в русском языке, французы называют его Ментон) - один из самых "русских" на Лазурном берегу еще со 2-й половины 19-го века. расположен на крайнем востоке французской части Лазурного берега, так что до итальянского города Вентимилья из него можно дойти пешком. Впрочем, и до Монако из Ментоны тоже недалеко. Когда-то Ментона принадлежала князю Монако, но в 1848-м году провозгласила независимость, а в 1861 году вошла в состав Франции как город.

Дополнительные детали творческой биографии Владимира Венгерова, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь

В годы немецко-фашисткой оккупации севера Франции и Парижа Владимир Венгеров жил в парижском отеле Claridge, и пережил-таки немецкую оккупацию.

Прим. КиноБлога. Фешенебельный отель существует до сих пор, и по-прежнему находится на Елисейских полях по адресу 37 Rue François 1er, 75008 Paris, Франция. В фотогалерее внизу - так он выглядел тогда и выглядит сейчас.


Умер Владимир Венгеров в 1946-м году в г. Париж, Франция. На год смерти ему приходилось всего 55 лет.

На 6 лет пережил своего старшего брата, но по возрасту умер раньше него на 2 года.

Прим. КиноБлога. Точные дата, место смерти и место захоронения публично на настоящий момент не известны.

 

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page