Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Он родился в Сибири в Российской империи в бурятской семье.
В советские годы эмигрировал во Францию.
И здесь, в Европе, построил приличную кино и театральную карьеру на протяжении своей долгой жизни.
Французский, германский, итальянский и советский кино и театральный актёр, режиссёр кино и театра, педагог Валерий Инкижинов (Valéry Inkijinoff) родился 25 марта 1895 года в улусе Бохан, Иркутская губерния, Российская империя (в настоящее время Иркутск и Иркутская область - в составе РФ).
Прим. КиноБлога. По другим сведениям - он родился в г. Иркутск.
Полное имя при рождении:
Валерий Иванович Инкижинов (Walerian Iwanowitsch Inkischinow).
Про родителей и семью
Родился Валерий Инкижинов в семье бурятов.
Его отец (Иван Инкижинов) был учителем и постарался дать своему сыну хорошее образование.
Но родители Валерия хотели, чтобы сын стал инженером.
А выбрал в итоге Валерий Инкижинов совсем другой путь.
Про образование
В 1915-м году Валерий Инкижинов окончил гимназию.
И в тот же год поступил в Петроградский политехнический институт имени Петра Великого.
Да, именно так назвался с 1914-го по 1922-й год действующий и поныне ВУЗ.
Прим. КиноБлога. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (ФГАОУ ВО СПбПУ, полное название - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого») - это нынешнее (с 2015-го года) и 13-е по счету название старейшего российского многофункционального государственного высшего учебного заведения. Основан в 1899-м году. Неофициальное название - Политех. Имеет статус национального исследовательского университета (НИУ). В настоящее время в этом ВУЗе очно и заочно обучается более 20 тысяч студентов.
Параллельно Валерий Инкижинов начал занимался в студии Всеволода Мейерхольда и играть в театральных спектаклях. Некоторое время даже был одним из штатных актеров императорского театра Санкт-Петербурга.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний актрисы Александры Смирновой-Искандер: «Инкижинов покорил всех нас, а особенно Мейерхольда, своей виртуозной акробатической и пластической техникой. Гибкость и ловкость движений у него были сверхъестественные, напоминающие пластику тигра, кошки».
Смена власти в России через Октябрьский переворот поменяла деятельность многим.
Но Мейерхольд остался верен театру, только вступил в ВКП (б).
А Валерий Инкижинов придерживался авторитетного для себя театрального гуру.
Возможно, в том числе и по причине внедрения т.н. "биомеханики" в обучающий актерскому мастерству процесс. Студента Политеха это наверняка заинтересовало, да до такой степени, что в середине 1920-х годов уже в Москве он стал у Мейерхольда в театре Революции одним из преподавателей биомеханики.
Прим. КиноБлога. Курс «биомеханики» как гимнастики для актёров был введен в 1918/1919 учебном году в Петрограде на Курсах сценического мастерства, основанных Всеволодом Мейерхольдом и актёром Леонидом Вивьеном. Биомеханика - театральный термин, введённый Мейерхольдом для описания системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности тела актёра к немедленному выполнению данного ему актёрского задания. Первым её преподает доктор Петров (ученик П. Ф. Лесгафта, из школы которого и пришёл термин «биомеханика»). Термин пришёлся по вкусу Мейерхольду и, после его переезда в начале 1920-х годов в Москву, он сам стал преподавать «биомеханику» как «систему» сценического движения в ГВТМ (Государственные высшие театральные мастерские). «Систему» эту Мейерхольд основывал на концепциях У. Джемса о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной, В. М. Бехтерева о сочетательных рефлексах и Ф. У. Тейлора об оптимизации труда. 12 июня 1922 г. в Малом зале Московской консерватории был представлен доклад Мейерхольда, опубликованный позже под названием «Актёр будущего и биомеханика». После доклада студенты ГВТМ продемонстрировали семь упражнений по театральной биомеханике.
В 1920-м году Валерий Инкижинов переехал в Москву, вслед за Всеволодом Мейерхольдом, который, будучи в в 1919-1920-м в Крыму, получил министерское приглашение от Луначарского и перебрался в Москву и где открыл свой театр.
Прим. КиноБлога. Первоначальное название этого театра - «Театр РСФСР-I».
Здесь он работал в театре Мейерхольда, не только как актер, но и был его ассистентом на постановке спектакля «Смерть Тарелкина» по пьесе Александра Сухово-Кобылина.
Помогал вместе с Сергеем Эйзенштейном.
Параллельно Валерий Инкижинов учился в мастерской Льва Кулешова, который вместе в Владимиром Гардиным стал у истоков советского киноборазования.
В 1919-м году Кулешов организовал учебную мастерскую в Госкиношколе (прим. КиноБлога: будущий ВГИК), к нему и попал на следующий год Валерий Инкижинов.
Считается, что именно Лев Кулешов наставил Валерия Инкижинова на "кино рельсы", ведь именно он пытался убедить последнего полностью посвятить себя кино.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний самого Валерия Инкижинова: «Мы собирались у Кулешова в просторной, холодной комнате, занимались всем: кино, физкультурой, лекциями, готовкой… В одном углу Пудовкин разыгрывал пантомиму. В другом Эйзенштейн делал монтажные опыты. Кулешов приходил, уходил, давал совет здесь, исправлял ошибку там…».
Карьера в кино и на ТВ. Начало
В начале своей кино карьеры в России Валерий Инкижинов сначала выступал в роли каскадера в нескольких фильмах, а затем в качестве режиссера и актера.
Первая роль на экране у Валерия Инкижинова – в 1925-м году:
небольшая роль в советском фильме Льва Кулешова «Весёлая канарейка».
В это же время Валерий Инкижинов пытался строить карьеру кино режиссера.
На протяжении 5-ти лет, с 1925-го по 1930-й год, он был режиссером киностудий:
Пролеткино», «Совкино» и «Востоккино».
Сначала на "Пролеткино" он готовился к съёмкам фильма фактически пропагандистского немого художественного фильма, направленного на государственную борьбу с проституцией - «Базар похоти» по сценарию Тараса Немчинова (прим. Киноблога: объединенный творческий псевдоним Григория Александрова и Сергея Эйзенштейна, живших в тот период в дачном поселке Немчинов мост). По ряду причин этот проект как фильм не был реализован.
Прим. КиноБлога. Основная причина была одна. Хоть авторы сценария и пытались предусмотрительно перенести историю в дореволюционные годы (1914 - 1915), Главполитпросвет через три месяца после запуска картины в подготовку просто напросто запретил экранизировать этот сценарий.
В последующие годы, фактически за пять лет своей режиссерской карьеры, Валерий Инкижинов снял в качестве режиссёра три фильма — «Расплата» (1926), «Вор» (1927), «Комета» (1929), но которые, увы, не сохранились.
Пик начальной кино карьеры и кино карьеры Валерия Инкижинова вообще в России (СССР) пришелся на 1928-й год, когда он исполнил главную роль монгола Баира в фильме своего одногруппника по московской киношколе Всеволода Пудовкина «Потомок Чингисхана», снятого на студии "Межрабпромфильм".
Этот немой черно-белый военно-исторический фильм о гражданской войне в Монголии, получивший в международном прокате названием "Шторм над Азией" ("Storm over Asia"), ушел в широкий мировой прокат.
В Штатах в 1930-м году фильм получил награду от Национального совета кинокритиков (National Board of Review) как лучший иностранный фильм года.
Прим. КиноБлога. Фильм "Шторм над Азией" включен в культовый каталог Стивена Шнейдера (Steven Jay Schneider) "1001 фильм, которые вы обязаны посмотреть до своей смерти" ('1001 Movies You Must See Before You Die').
Фильм принёс Валерию Инкиджинову всемирную известность.
Да, кстати, в этом фильме кусочек славы достался и настоящему отцу Валерия Инкижинова - Ивану Инкижинову.
Который снялся в роли отца Баира.
Это была его единственная роль в кино.
Про эмиграцию
В начале 1931-го года Валерий Инкижинов был назначен директором кинематографической и театральной школы в г. Киев в Украине.
И в этом же 1931-м году Валерий Инкижинов был командирован из СССР в Париж, чтобы изучить революционную для того времени технологию звукового кино.
Во Францию он повстречался со многими российскими эмигрантами, как коллегами так и представителями других творческих профессий, в том числе и с Александром Куприным.
Прим. Киноблога. Первым коммерческим релизом в категории полнометражных "talkie" (такое жаргонное слово применялось тогда к "говорящим" фильмам) стала американская музыкальная мелодрама "Джазовый певец" ("The Jazz Singer", 1927) студии Warner Bros., выпущенная на экраны 6 октября 1927 года.
Именно после этих встреч Валерий Инкижинов принял решение не возвращаться в СССР.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из записи беседы Бориса Шумяцкого, руководителя советского кинематографа (Начальник Главного управления кинопромышленности Комитета по делам искусств, 1931-1938), со Сталиным в ноябре 1934-го года: "Сталин интересовался актёром Инкижиновым, считая его весьма способным актёром. Указал, что зря человек сбежал. Теперь, вероятно, локти грызёт, да поздно".
1-й зарубежной ролью Валерия Инкижинова был эпизод в фильме "Желтый капитан".
И, понятное дело, случилась эта работа. во Франции, где он стал "невозвращенцем".
Участие:
во франко-английском фильме «Битва» ("La bataille" или "The Battle", 1933) Виктора Туржанского (пост КиноБлога о Викторе Туржанском читайте ЗДЕСЬ) и Николаса Фаркаса (Nicolas Farkas) стало первой серьезной актерской работой Валерия Инкижинова за рубежом.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Карьера Валерия Инкижинова в экранных искусствах продлилась с середины 1920-х годов по начало 1980-х:
почти 50 лет.
Сильный русский акцент и выразительная восточная внешность навсегда определили актерское амплуа Валерия Инкижинова: во Франции, в Великобритании, Германии и Италии он играл персонажей загадочного Востока — индусов, китайцев, корейцев, японце, причем, довольно часто это были роли азиатских злодеев.
Самый активный актерский период Валерия Инкиджинова пришелся на тридцатые годы 20-го века.
Валерию Инкижинову посчастливилось поработать у таких великих режиссеров как:
Виктор Туржанский, Жульен Дювивье (Julien Duvivier), Фёдор Оцеп (Fyodor Otsep), Фриц Ланг (Fritz Lang) и другие.
Валерий Инкижинов часто снимался в фильмах на русские темы:
«Волга в огне» ("Volga en flammes", 1934) Виктора Туржанского;
«Михаил Строгов» ("Michel Strogoff", 1956) Кармине Галлоне;
«Триумф Михаила Строгова» ("Le Triomphe de Michel Strogoff", 1961) Виктора Туржанского;
«Врач из Сталинграда» ("Der Arzt von Stalingrad", 1958) Гезы фон Радвани.
Но и не брезговал он съемками и в пропагандистских фильмах, скажем так, иного толка.
Например, в немецком пропагандистском фильме 1935-го года «Бедствие фризов» ("Friesennot" или "Dorf im roten Sturm", 1935) Валерий Инкижинов исполнил роль советского комиссара Чернова (Kommissar Tschernoff).
Полная фильмография Валерия Инкижинова как кино режиссера состоит из 4-х фильмов, из которых, как уже отмечал КиноБлог выше, к сожалению, ни один не сохранился:
1925 - "Расплата" (СССР)
1926 - "Вор" (СССР)
1927 - "Москва-Пекин" (СССР), о советской помощи китайской революции
1929 - "Комета" (СССР)
Полная фильмография Валерия Инкижинова как кино и ТВ актера - 45 ролей, причем только 5 на ТВ, а 40 - в большом кино:
1925 - "Веселая канарейка" (СССР)
1928 - "Потомок Чингисхана" / "Шторм над Азией" или "Storm over Asia" (СССР), роль - монгол Баир;
1930 - драма "Желтый капитан" / "Le capitaine jaune" (Франция), роль дворецкого монгольской национальности. К этому фильму на ключевых постах имеют отношения два других известных за рубежом, но забытых в России кино эмигранта, о которых КиноБлог расскажет позже ;
1933 - мелодрама "Битва" / "La bataille" или The Battle" (Франция/Великобритания), со-режиссер Виктор Туржанский, роль - японец Хирата (Hirata) ;
1933 - криминально-мистический триллер "Человеческая голова" / "La tête d’un homme" (Франция), режиссер - Жульен Дювивье ;
1933 - криминальная драма "Полицейское дело 909" / "Polizeiakte 909" (Германия), режиссер - Роберт Вине ;
1934 - мелодрама "Волга в огне" / "Volga en flammes" (Франция/Чехословакия) ;
1934 - драма "Амок" / "Amok" (Франция), режиссер - Федор Оцеп, художник-постановщик - знаменитый Лазарь Меерсон, эта драма получила "кубок Муссолини" на Венецианском фестивале в 1934-м году как лучший иностранный фильм ;
1935 - "Бедствие фризов" / "Friesennot" или "Dorf im roten Sturm" (Германия) ;
1936 - "Последняя четверка из Санта Круз" / "Die letzten Vier von Santa Cruz" (Германия), роль - Reeder Alexis Aika;
1936 - "Бурлаки на Волге" / "Les bateliers de la Volga" (Франция) ;
1937 - "Пираты на рельсах" / "Les pirates du rail" (Франция) ;
1937 - приключенческая кинодрама "Жена генерала Линга" / "The Wife of General Ling" (Великобритания), две роли - Генерал Линг и мистер Вонг (General Ling / Mr. Wong) ;
1938 - "Безрадостная улица" / "La rue sans joie" (Франция) ;
1938 - "Шанхайская драма" / "Le drame de Shanghaï" (Франция), режиссер Георг Вильгельм Пабст ;
1948 - драма "Ренегаты" / "La renegate" (Франция) ;
1949 - драма "Майя" / "Maya" (Франция)
1950 - приключенческая историческая мелодрама "Черная роза" / "The Black Rose" (Великобритания), Оскаровская номинация за лучшие костюмы, роль - китайский министр ;
1954 - драма "Предательство Германии" / "Дело д-ра Зорге" или "Verrat an Deutschland" или "Der Fall Dr. Sorge" (ФРГ), роль - Осаки (Osaki) ;
1954 - "Дочь Маты Хари" / "La figlia di Mata Hari" (Италия/Франция) ;
1956 - "Возлюбленная Коринна" / "Geliebte Corinna" (ФРГ) ;
1956 - "Курьер царя" / "Михаил Строгов" или "Der Kurier des Zaren" / "Michel Strogoff "(Франция/ФРГ/Италия/Югославия), роль - Федор Хан (Féofor Khan) ;
1958 - "Врач из Сталинграда" / "Der Arzt von Stalingrad" (ФРГ), роль - Воротилов, в этом фильме главную женскую роль сыграла Вера Чехова, пост КиноБлога о которой читайте ЗДЕСЬ ;
1959 - "Бенгальский тигр" / "Der Tiger von Eschnapur" (ФРГ/Италия/Франция), режиссер - Фриц Ланг, роль - Яма ;
1959 - "Индийская гробница" / "Das indische Grabmal" (ФРГ/Италия/Франция), продолжение предыдущегго фильма, режиссер - Фриц Ланг, роль - Яма ;
1960 - "Путешествие к заброшенному городу" / "Journey to the Lost City" (Италия/Франция/ФРГ/США), режиссер - Фриц Ланг, роль - Яма ;
1960 - "Владычица мира" / "Die Herrin der Welt" (ФРГ/Италия/Франция)
1961 - "Триумф Михаила Строгова" / "Le triomphe de Michel Strogoff" (Франция/Италия)
1961 - драма "Мужчины хотят жить" / "Les hommes veulent vivre" (Франция/Италия), режиссер - Леонид Могуй (Léonide Moguy) ;
1961 - "Мачисте при дворе Великого Хана" / "Maciste alla corte del Gran Khan" (Италия/Франция)
1962 - "Мой дядя из Техаса" / "Mon oncle du Texas" (Франция)
1963 - "Урсус, восставший гладиатор" / "Ursus, il gladiatore ribelle" (Италия)
1964 - "Ник Картер крушит все вокруг" / "Nick Carter va tout casser" (Франция)
1964 - "Смертельные лучи д-ра Мабузе" / "Die Todesstrahlen des Dr. Mabuse" (ФРГ/Франция/Италия)
1965 - "Злоключения китайца в Китае" / "Les tribulations d’un chinois en Chine" (Франция/Италия), режиссер - Филипп де Брок, в главной мужской роли - Жан-Поль Бельмондо, у Инкиджинова роль китайца Го (Mr. Goh) ;
1966 - комедия-триллер "Бесподобный" / "Matchless" (Италия)
1966 - "О. С. С. 117" / "Террор в Токио" или "O.S.S. 117" (Италия/Франция), роль - Екота (Yekota), пост КиноБлога о Марине Влади, которая снялась в главной женской роли в этом фильме, читайте ЗДЕСЬ;
1966 - телевизионный художественный фильм "Я должен убить г-на Румана" / "Il faut que je tue Monsieur Rumann" (Франция);
1967 - телесериал "Искатели приключений" / "Les Aventuriers" (Франция/Италия)
1967 - "Пекинская блондинка" / "Die Blonde von Peking" или "La blonde de Pékin" (Франция/Италия/ФРГ)
1967 - телесериал "Рыцари неба" / "Les chevaliers du ciel" (Франция), две роли в 14-ти сериях - мистер Икс и Ле Кепаль (Mr. X / Le Képal) ;
1968 - криминальная комедия "The Biggest Bundle of Them All" (США), режиссер - легендарный Кен Аннакин (Ken Annakin), роль - мафиози в сауне ;
1971 - телесериал "Танг" / Tang (Франция/Япония)
1971 - "Нефтедобытчицы" / "Les pétroleuses" (Франция/Италия/Испания/Великобритания)
1972 - телесериал "Сын неба" / "Le fils du ciel" (Франция/Канада)
Последние роли Валерия Инкижинова на экране (см. фильмографию выше):
1971 – в большом кино. "Нефтедобытчицы" с Брижит Бардо (Brigitte Bardot) и Клаудией Каржинале (Claudia Cardinale) в главных ролях, у Валерия Инкижинова - роль вождя индейского племени (Indian chief Spitting Bull) ;
1972 - на ТВ. Франко-канадский телесериал "Сын неба".
Последний путь
Валерий Инкижинов умер в возрасте 78 лет. Случилось это печальное событие 26 сентября 1973 года в предместье Парижа - Брюнуа, департамент Эсон, Франция.
Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
P.S.
Валерию Инкижинову посвящены несколько посмертных изданий:
2003 - книга "Известный и неизвестный Валерий Инкижинов: жизнь и творчество: посвящено 80-летию Республики Бурятия" / Науч. ред. Р. И. Пшеничникова. − Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003
2006 - книга "Бурят Валерий Инкижинов в европейском кино" (Valéry Inkijinoff, un Bouriate dans le cinéma européen (G. Rybina et B. Druon) Oulan-Oudé, Russie, 2006). Авторы: Бернар Дрюон и Галина Рыбина-Дрюон, руководитель европейской ассоциации бурятской культуры "Гралтан" во Франции.
Валерий Инкижинов (Valéry Inkijinoff) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
コメント