Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Она была звездой мирового немого кинематографа. Но большинство кино критиков того времени называли её «примой № 2».
Проведя всю свою артистическую карьеру в системе выражения экранных образов через пластику и мимику, она так и не смогла привыкнуть к «обезличенному звуку».
Увы, типичная история для звёзд эпохи немого кино.
Прим. КиноБлога. Номером первым в те годы считалась Вера Холодная.
Французская, немецкая и русская актриса театра и кино Наталья Лысенко (Nathalie Lissenko) родилась 10 августа 1884 года в г. Николаев, Херсонская губерния, Российская империя.
Прим. КиноБлога. По данным некоторых источников есть и другой год рождения у Натальи Лысенко - 1886-й.
Творческих псевдонимов не имела.
Полное имя при рождении:
Наталья Андриановна (Андреевна) Лисенко.
Прим. КиноБлога. В русскоязычных инфо источниках ее фамилия указывается двояко: Лисенко или Лысенко.
Про родителей и семью
Наталья Лысенко воспитывалась в творческой семье, где было велико влияние старшего брата отца, Николая, который много занимался с племянницей «фортепияным музицированием».
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Николай Витальевич Лысенко (10(22).03.1842 - 24.10 (06.11).1912) – знаменитый композитор, пианист и дирижер, считается основоположником украинской классической музыки.
Отец Натальи Лысенко хорошо играл на скрипке. А мать любила петь украинские песни.
Отец – Андрей Витальевич Лысенко – судовой врач, служил на кораблях Черноморского флота, прошел честный путь боевого офицера; окончил медицинский факультет Киевского университета; был определен в должность лекаря на пароход «Тамань». В 1876-м году добровольцем пошел работать в санитарный отдел Сербии, которая к тому времени уже воевала с Турцией. После войны служил на пароходах Верхне-Дунайской флотилии, затем был переведен в военный госпиталь г. Николаев. В 1884-м году ушел по службе в отставку.
Супруги Натальи Лысенко:
1-й - русский актер Николай Радин (1872-1935);
2-й - русский, американский, французский и немецкий актер Иван Мозжухин.
Брак с актёром Николаем Радиным был коротким: вскоре он становится мужем актрисы Елены Шатровой, с которой прожил до конца жизни.
А Наталья Лысенко выходит замуж за Ивана Мозжухина, звезду эпохи немого кино (пост КиноБлога об Иване Мозжухине читайте ЗДЕСЬ).
Про образование
За заслуги перед флотом отставному отцу Натальи Лысенко предложили врачебный округ в Киеве. Но он выбрал вакансию главного врача железнодорожной больницы на станции Знаменка Николаевско-Харьковской дороги и в 1885-м году, - уже после рождения дочери, Натальи Лысенко, - перевез все семейство в просторный дом на окраине Черного Леса.
Там он организовал среди рабочих станции любительский музыкально-драматический кружок.
В 1898-м году в пьесе Михаила Старицкого «Не судилось», очень популярной тогда среди местной публики, роль Екатерины сыграла 15-ти летняя Наталья Лысенко.
Это было 1-е публичное творческое выступление будущей кинозвезды эпохи немого кино.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Из воспоминаний Натальи Лысенко о своем первом театральном опыте:
«Мне, дочери морского офицера, выпала роль крестьянской девушки, а молодого барича Михаила изображал бывший пастух, выучившийся на телеграфиста. На сцене мы поменялись местами в общественном происхождении. Я вошла в крестьянку Екатерину, став ее кровью и плотью… Публика плакала вместе со мною. А вот телеграфист, даже имени его не помню, сплоховал. Выхоленный пан получился у него мужиковатым крепаком…».
В 1898-м году Наталью Лысенко семья за казенный счет отправила получать образование в Одессу (прим. КиноБлога: ее учебу в пансионе благородных девиц оплатило Министерство путей сообщения Российской империи). Наталье Лысенко обучение там не понравилось, она стала забрасывать родителей письмами с одним настойчивым требованием - забрать её из пансиона, так как «музыку и французский дают тут скверно, не в пример губернским городам…».
Под таким напором отец не выдержал и отвез дочку (Наталью Лысенко) в Москву, где по протекции устроил в театральную студию при МХТ (Московском художественном театре).
С этого времени у Натальи Лысенко начинается взрослая актерская жизнь.
Бывшая одесская пансионерка приехала в Москву в апреле 1900-го года, можно сказать - "к столу, ибо к тому времени прошло всего чуть более полутора лет, как в ресторане «Славянский базар» встретились два будущих великих человека - Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко - и, проговорив друг с другом почти сутки. договорились о создании театра, будущего МХТ.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. На конец 19-го века В.И. Немирович-Данченко - уже известный драматург, по совместительству руководивший драматической школой Московского Филармонического общества; а К.С. Станиславский - актер-любитель, организатор театральной труппы Общества искусства и литературы. Речь в их долгой беседе шла о создании нового общедоступного театра.
«Программа была революционна, - писал Станиславский в воспоминаниях «Моя жизнь в искусстве», - Мы протестовали против старой манеры игры, против театральности, против ложного пафоса, декламации, против актерского наигрыша, против дурных условностей постановки, декораций, против премьерства, которое портило ансамбль, против всего строя спектаклей и против ничтожного репертуара тогдашних театров».
МХТ создали в 1898-м году, но… выяснилось, что набрать актерскую труппу невозможно.
Не только в Российской империи, но и во всем мире не было подходящих артистов. С большим трудом Станиславский и Немирович-Данченко, как говорится, «наскребли» по провинциальным театрам «хоть что-то похожее для новой сцены».
В список «похожих» вошли:
Иван Москвин, Василий Лужский, Александр Адашев, Леопольд Сулержицкий и Александр Вишневский.
Эти актеры и стали первыми преподавателями театральной школы МХТ.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Наталья Лысенко вспоминала о своих «вступительных экзаменах» в МХТ так:
"Меня завели в просторный кабинет, где накануне курили сигару. Четверо мужчин привстали с кресел, а женщина в темном платье с вологодским воротником (Мария Ермолова) пристально посмотрела и улыбнулась."
В общем, в 1900-м 16-летняя Наталья Лысенко поступили в студию МХТ, в 1904-м году её окончила.
Но еще в 1901-м году после 1-го курса театральной студии при МХТ, руководство театра приняло решение «обкатать» её на антрепризах в провинции.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
С 1904-го, сразу после окончания студии МХТ, вместе с 1-м мужем Николаем Радиным Наталья Лысенко работала в провинциальных русских театрах.
Затем — в Москве, в Театре Корша.
В 1913-м году Наталья Лысенко соглашается на предложение антрепренера Владимира Суходольского выступать в «театре актерских индивидуальностей» (прим. КиноБлога: альтернативные названия - Московский драматический театр, Драматический театр Суходольских, просуществовал 5 лет, 1914-1919).
Именно здесь Наталья Лысенко познакомилась с актером труппы Иваном Мозжухиным. И, затем, в апреле 1915-го, стала его женой.
Иван Мозжухин на 9 лет моложе своей супруги, однако он - уже «ветеран» кино и на момент знакомства с
Натальей Лысенко целых 4 года работал в компании кино предпринимателя и режиссера Александра Ханжонкова.
И у актера Ивана Мозжухина за плечами была серьезная фильмография: «Крейцерова соната», «Домик в Коломне», и даже главная роль - в фильме «Жизнь в смерти».
На заре кинематографа - это считалось солидным послужным списком.
Именно с легкой руки мужа Наталья Лысенко попадает в мир кинематографа.
Первые 2 роли - в 1915-м году (правда, Наталье Лысенко уже 31 год):
Берта в «Леон Дрей»;
Катюша Маслова в одноимённом фильме режиссёра Петра Чардынина (пост КиноБлога о Петре Чардынине читайте ЗДЕСЬ) по роману Л. Н. Толстого «Воскресение».
- сразу сделали ее популярной актрисой,
а последующие -
«Отец Сергий»,
«Без вины виноватые»,
«На околицах Москвы»,
«Гримасы большого города»,
«Прокурор» и
«Нищенка»
... - и вовсе превратили Наталью Лысенко в звезду первой величины.
Критики не жалели хвалебных метафор.
В столичных газетах актрису называли «царицей экрана», «богиней жеста» и «примой № 2 мирового синематографа», отдавая пальму первенства Вере Холодной.
Между двумя звездами могла возникнуть здоровая конкуренция.
Но… революция и гражданская война изменили судьбы актрис.
Вера Холодная умерла в 1919-м от испанки в Одессе. А «приме № 2» удалось, буквально через смертельные опасности, покинуть Россию.
Про эмиграцию
Еще в начале 1917-го года Иван Мозжухин и Наталья Лысенко в составе театра Ермольева взяли «патриотический ангажемент» по прифронтовым губерниям России.
Труппа давала спектакли в госпиталях и тыловых частях.
Тем временем 1-я мировая война на территории гастролей переросла в Гражданскую.
Спустя полтора года, актеры прибыли в Херсонскую губернию, которая находилась в эпицентре движущихся фронтов. Через Николаев им удалось добраться до Одессы, а затем прибыть в Крым.
Здесь семейная пара задержалась и не смогла вовремя эвакуироваться с врангелевскими частями.
Началась большевистская зачистка Крыма.
Иван Мозжухин и Наталья Лысенко были арестованы.
Через 2 дня трибунал приговорил их к расстрелу.
Актеров спасла общая военная неразбериха.
Один из чекистов оказался давним поклонником артистов.
Он выдал им отобранные паспорта и просто отпустил из тюрьмы.
Через три недели, в феврале 1920-го года на греческом товарном судне «Пантера» вместе с мужем Иваном Мозжухиным и ещё с группой из почти 20-ти артистов и работников студии «Товарищество И. Ермольева» (пост КиноБлога о Иосифе Ермольеве читайте ЗДЕСЬ) Наталья Лысенко покинула Крым и Россию.
Спустя некоторое время они вместе с почти всем товариществом Ермольева в лице Александра Волкова, Якова Протазанова, Виктора Туржанского, Натальи Кованько и других, обосновались в парижском предместье Монтройе.
Т.е. с 1920-го года Наталья Лысенко жила под Парижем, продолжив кинокарьеру за рубежом.
В эмигрантской студии «Альбатрос» Наталья Лысенко снялась в нескольких фильмах, которые имели успех во Франции. Однако вскоре ее постигли неприятности.
Распалась семья.
Актриса развелась с Иваном Мозжухиным, сильно заболела.
В 1926-м году Иван Мозжухин уехал в США, а в конце 1926-го года Наталья Лысенко перебралась в Берлин и до конца эпохи немого кино, как считается, без особого успеха у зрителей, снялась ответа в нескольких немецких кинофильмах.
В 1929-м году, с началом рассветом уже эпохи звукового кино, Наталья Лысенко вернулась в Париж.
Однако, в звуковом кино Наталья Лысенко, -хоть и появившись в кино картинах некоторых художественно амбициозных кинематографистов, таких, например, как Альберто Кавальканти (Alberto Cavalcanti) и Жан Эпштейн, - карьеру продолжить не смогла.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Период активности Натальи Лысенко в кино:
23 года (1915 - 1937).
Стоит отметить, что в межвоенный период (между 1-й и 2-й мировыми войнами) Наталья Лысенко стала одной из кинозвёзд русского происхождения, наиболее часто снимавшихся в европейском кино. Таким образом став в один ряд с такими великими актрисами как:
Общая фильмография Натальи Лысенко как актрисы –
в русском кино - 34 роли;
в зарубежном кино - 29 ролей.
На ТВ Наталья Лысенко никогда не снималась.
Полная зарубежная прижизненная фильмография Натальи Лысенко:
1920 - "Ужасное приключение" ("L'Angoissante aventure", Франция, 1920), роль - Yvonne Lelys ;
1921 - "L'Enfant du carnaval" (Франция, 1921), роль - Yvonne Dumont ;
1921 - "Закон и любовь" ("Justice d'abord", Франция, 1921) ;
1922 - "Буря" ("Tempêtes", Франция, 1922), роль - Sonia ;
1922 - "Дикарка" ("La Fille sauvage", Франция, 1922), роль - Jacqueline Gervoise ;
1922 - "Карнавальная ночь" ("Nuit de carnaval", Франция, 1922) ;
1922 - "La Riposte" (Франция, 1922) ;
1923 - "Morphine" или "Член Парламента" (СССР/Франция, 1923) ;
1923 - "Le Brasier ardent" (Франция, 1923), роль - женщина;
1923 - "Calvaire d’amour" (France, 1923), роль - Hélène Brémond ;
1923 - "Страшное приключение" ("L'Angoissante aventure", Германия/Франция), роль - Clarisse ;
1924 - "L'Affiche" (Франция, 1924), роль - Marie ;
1924 - "Kean" (Франция, 1924), роль - Countess Elena de Koefeld ;
1924 - "Мимолетные тени" "Les Ombres qui passent" (Франция, 1924), роль - Jaqueline del Sorio;
1924 - "Le lion des Mogols" (Франция, 1924), роль - Anna ;
1925 - "Le Double Amour" (Франция, 1925), роль - Countess Laure Maresco ;
1927 - "Die selige Exzellenz" (Германия, 1927), в главных женских ролях здесь снялись Ольга Чехова и Лидия Потехина;
1927 - "Kinderseelen klagen euch an" (Германия, 1927), роль - Luise Enzenberg ;
1927 - "Casanova" (Франция, 1927) ;
1927 - "На рейде" ("En rade", Франция, 1927) ;
1928 - "Rasputins Liebesabenteuer" (Германия, 1928), роль - Mrs. Tatarinoff ;
1928 - "Fünf bange Tage" (Германия, 1928), роль - мать Владимира Войкова;
1928 - "Hurra! Ich lebe!" (Германия, 1928), роль - Johanne Kruis ;
1930 - "Княжеские ночи" ("Nuits de princes", Франция, 1930);
1932 - "Ce cochon de Morin" (Франция, 1932);
1932 - "Парижские миражи" ("Mirages de Paris" (Франция, 1933);
1933 - "La mille et deuxième nuit" (Франция, 1933), роль - Fatima ;
1937 - "Пиковая дама" ("Lа Dame de pique", Франция, 1937);
1939 - "Le veau gras" (Франция, 1939), роль - дама в компании.
Пока "синематограф" был немым, Наталье Лысенко как актрисе удавалось держаться «на плаву». За это время она снялась в Европе почти в 30 зарубежных фильмах, несколько из них дали хорошие сборы в кинопрокате.
Но кинематограф звуковой Наталью Лысенко из игры выключил.
2 попытки озвучить свои роли закончились неудачно. Выяснилось тут, что у Натальи Лысенко - «неистребимый малорусский акцент» и ещё такой тембр голоса, что плохо улавливался звукозаписывающей аппаратурой.
Увы, «Немая прима № 2» так и осталась для массового кино зрителя «немой».
А после 1939-го, последующие 30 лет она в кино больше не возвращалась.
Дополнительные детали творческой биографии Натальи Лысенко, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
Старость Натальи Лысенко была печальной.
Оставшись без средств к существованию, почти слепая (прим. КиноБлога: еще в 1916-м году, на съёмках в Москве, несовершенные софиты в павильоне обожгли Наталье Лысенко роговицу глаз и с того времени началась прогрессирующая слепота), она прожила остаток жизни в доме для престарелых русских актеров, который находился в предместье Кормей-ан-Паризи, что недалеко от Парижа.
Наталья Лысенко умерла во время утренней прогулки, сидя на парковой скамейке, в возрасте 85 (89) лет. Случилось это печальное событие 7 октября 1969 года в г. Париж, Франция.
Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, рядом со своим 2-м мужем, Иваном Мозжухиным.
Наталья Лысенко (Nathalie Lissenko) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Фильмография Натальи Лысенко на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Comments