Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Её фото на обложке модного французского журнала о кино стало в свое время одновременно и отражением популярности русской темы во французском кино и показателем влиятельности русской общины Парижа на французскую киноиндустрию того времени.
Русская, французская и советская киноактриса Наталья Кованько (Nathalie Kovanko) родилась 13 сентября 1899 года в г. Ялта, Крым, Таврическая губерния, Российская империя.
Прим. КиноБлога: по другим данным датой рождения Натальи Кованько считают 9 ноября того же 1899 года.
На латинице встречается и такой вариант написания ее имени и фамилии - Natalie Kowanko.
Популярная актриса немого кино.
Одно время Наталья Кованько - звезда торгового кинодома «Двигопись».
Про родителей и семью
Родилась Наталья Кованько в семье Ивана Кованько-Фастовича.
Семья Натальи владела частным театром в Ялте.
Наталья Кованько - 3-й ребенок в семье и родная сестра актера по фамилии:
Борис Фастович, более известен под творческим псевдонимом Борис де Фаст, был старше Натальи Кованько на девять лет. Пост КиноБлога о Борисе де Фасте - здесь.
Второй её родной брат - тоже актёр, только менее известный:
Виктор де Фаст, французский киноактёр русского происхождения.
Прим. КиноБлога. Из любопытного: Самый известный однофамилец из Фастовичей - знаменитый советский кинооператор Вячеслав Фастович (1911 - 2001), среди работ которого такие легендарные советские фильмы как "Чужая родня", "Свадьба в Малиновке" и "Крах инженера Гарина".
Про замужество Натальи Кованько читайте по ходу кинобиографии далее. В браке у нее родился единственный ребенок.
Карьера в кино. Начало
Как и когда юная Наталья Кованько появилась в Москве - сведений мало. Но 1917-й год для Натальи Кованько наполнился событием, которое дважды определило переломные точки ее жизненного пути. И это не революция, а замужество.
В 1917-м году Наталья вышла замуж за Виктора Туржанского. Пост КиноБлога о Викторе Туржанском читайте ЗДЕСЬ.
И этот год стал дебютным для нее как актрисы в немом кино. Только за 1917-й год Наталья Кованько снялась в 9-ти фильмах, где ее супруг выступил и/или: как режиссер, сценарист и актер. Ее супруг был очень продуктивен в этот период.
Мало первых фильмов с участием Натальи Кованько сохранилось и дошло до наших дней.
Тем более удивительно, что, пожалуй, самый скандальный с ее участием - "Иди за мной" (1917) - жив, правда в виде кинокопии с субтитрами на шведском языке, которой владеет Шведский киноинститут (Svenska Filminstitutet), расположенный в столице Швеции, г. Стокгольм.
В 1976-м году этот институт передал копию с копии этого фильма в дар СССР.
Прим. КиноБлога: Шведский институт кино (the Swedish Film Institut) основан в 1963-м году для поддержки и развития шведской киноиндустрии. С 1970-го года институт размещается в специально построенном для него здании «Filmhuset», в районе Эстермальм в Стокгольме. Шведский институт кинематографии поддерживает шведское кино и выделяет гранты на производство, распространение и общественный показ шведских фильмов как в Швеции, так и за рубежом. Кроме того, институт вручает ежегодную премию Золотой жук, а также публикует базу данных шведских фильмов. Помимо этого, институт содержит большой киноархив и два кинотеатра, которые регулярно устраивают показы классических фильмов.
Прим. КиноБлога: Премия Золотой жук (The Guldbagge Awards) - наиболее значимая ежегодно вручаемая кинопремия в Швеции. Существует с 1964-го года и в наши дни вручается в 19-ти категориях Шведским институтом кино на специально устраиваемых ежегодных церемониях.
В общем, поскольку "Иди за мной" - самый ранний и фактически единственный из дебютного года Натальи Кованько сохранившийся - КиноБлог "просмакует" историю его создания и первых дней кинопроката отдельным параграфом.
"Иди за мной" - русский фильм в жанре софт порно
Сначала краткая предыстория.
Есть в раннем российском кино крайне интересный персонаж. Анатолий Каменский. Как автор Анатолий Каменский нашёл себя в проповеди свободной любви, «новых отношений», противостоящих условностям, стереотипам старой морали.
Прим. КиноБлога: Каменский возглавлял литературные отделы нескольких крупных русских кинопредприятий (у Алексея Талдыкина, Григория Либкина и Степана Лианозова) и, когда желал, занимался кинорежиссурой, что называется, на дому. Как сценаристу - перу Каменского принадлежит авторство около 30-ти сценариев. Пост КиноБлога об Анатолии Каменском читайте ЗДЕСЬ.
«Иди за мной» - это экранизация пьесы Анатолия Каменского «Образу забытому твоему» (1917) в постановке Виктора Туржанского, производство - "Торговый дом "Н. Козловский, С. Юрьев и Ко".
Красавица Наталья Кованько сыграла в этом фильме, снятом в комбинации жанров мелодрама + мистика, главную женскую роль - безнравственную Марию Каширину. Эта кинолента примечательна участием звёзд русской сцены и экрана Алексея Стаховича (в роли фабриканта) и Витольда Полонского (в роли учителя).
Кинофабрикант и продюсер Иосиф Ермольев (пост КиноБлога о Иосифе Ермольеве читайте ЗДЕСЬ) в последнем номере своего киножурнала опубликовал рецензию на кинокартину «Иди за мной» в обвинительных ассоциациях. Мария названа одной из порочнейших Магдалин времени, прикрытой приличиями порока; учитель – апостолом во фраке, обращающим «людей к милосердию, прощению, глубочайшему пониманию человеческих слабостей в век, когда ещё понимали слова: «Бог создал человека правым».
Эмиграция в Европу
В феврале 1920-го года Наталия Кованько эмигрировала во Францию вместе с супругом (Виктором Туржанским) и двумя братьями, в том числе Борисом де Фастом.
Плавание Натальи Кованько вместе с другими сотрудниками кинопредприятия «Товарищество И. Ермольева» на греческом товарном судне «Пантера» и эмиграция через Турцию в Францию, где супруги обосновались в Париже и там же присоединились к предприятию И. Н. Ермольева, подробно описана в посте КиноБлога про Виктора Туржанского.
В итоге, в первой половине 1920х годов Наталья Кованько добилась известности как во Франции, так и в Германии.
Известности до такой степени, что становится лицом обложки французского киножурнала Cinema verite.
А французский, и, затем, американский художник-портретист российского происхождения Савелий Сорин (1878 - 1953) в 1923-м году в Париже пишет большой её портрет.
Вообще, немое кино, без необходимости демонстрировать в кадре знание чужого языка, предоставляло в те годы широкое поле деятельности эмигрировавшим в Европу (в основном во Францию) русским актерам:
В Берлине блистали талантливый Григорий Хмара и миловидная Наталья Кованько, метеорами пронеслись по студиям Европы Ольга Гзовская и Владимир Гайдаров.
В Париже царили премьер русского немого кино Иван Мозжухин и пикантная Таня Федор.
В Англии очаровывала изящная Нина Ванна.
Прим. КиноБлога. Из первых уст: Французские кинокритики оспаривают термин "русские кинокартины", которые снимались русской общиной во Франции" в период 1920-1930-х годов. Вместо этого называя их "полурусскими". Объяснение используемому на первый взгляд унизительному «полу» они давали буквально следующее: "Потому что мы, французы, считаем, что это часть нашего кинематографа, все-таки снято в Париже или около него." Справедливости ради, сами же французы отмечают, что в основном эти фильмы были сняты на русские темы.
Эмиграция в США
В 1926-м году на волне европейского успеха супруги уехали в Голливуд, с контрактом Виктора Туржанского на 5 лет. Но голливудская карьера у обоих не сложилась. Туржанский в США принял участие как режиссер всего в 2 кинолентах, а Наталья как актриса не получила ни одной роли.
В 1931-м году супруги вернулись в Европу.
Эмиграция. Возвращение в Европу
Вернувшись в Европу, не просто не снискав успеха в США, но и не снявшись там ни в одной кинокартине, Наталья Кованько натолкнулась еще и на адюльтер супруга.
В 1931-м году Виктор Туржанский открыл для кинематографа французскую актрису Симону Симон (Simone Simon), сняв её в своём фильме «Неизвестный певец» ("Le chanteur inconnu", 1931).
Открыл он Симону Симон и для себя, а также, в переносном смысле и для своей супруги.
Симона Симон стала буквально яблоком семейного раздора.
И в 1935-м году, после второго фильма Туржанского со своей новой любимой актрисой ("Очи черные" или "Les yeux noirs", 1935), Виктор Туржанский и Наталья Кованько развелись.
В этот сложный для европейский период, т.е. за 4 года, Наталья Кованько снялась всего в одной киноленте ("Волга в пламени", см. ниже).
Её брат Борис де Фаст был одним из сценаристов в этом фильме, а в тот момент еще официальный супруг Виктор Туржанский - режиссером-постановщиком.
Карьера в кино. Саммэри
Общая фильмография Наталии Кованько как актрисы:
28 фильмов.
И эта её фильмография делится на 2 части: российскую и европейскую.
Зарубежная фильмография Наталии Кованько количественно "сосчитана" четко - 11 ролей, в основном в фильмах в постановке Виктора Туржанского:
1920 - экранизация романа дэ Мопассана "Денщик" ("L'Ordonnance"), Франция;
1921 - "Сказки 1000 и одной ночи" ("La Contes des mille et une nuit"), Франция, роль принцессы Гюль-ю-Анар (Princesse Goul-y-Hanar). Главную мужскую роль здесь исполнил Николай Римский (пост КиноБлога о Николае Римском читайте ЗДЕСЬ);
1922 - "Жан д'Агрев" ("Jean d'Agreve"), Франция, роль Хелен;
1922 - "Ночь карнавала" ("Nuit de Carnaval"), Франция;
1922 - "Пятнадцатый прелюд Шопена" ("La Quinzieme Prelude de Chopin"), Франция, роль так и называлась - Луиз Моне - неверная жена Моне (Луиз Моне - неверная жена Моне);
1923 - экранизация одноименного рассказа Ивана Тургенева "Песнь торжествующей любви" ("Le Chant de l’amour triumphant"), Франция, роль Валерии;
1923 - "Голгофа любви" (Calvaire d'amour), Франция, роль мадам Трейлис (Mme. Treillis);
1924 - "Женщина в маске" ("La Dame masquée"), Франция, роль Хелен Тессере (Helene Tesserre);
1924 - "Очарованный принц" ("Le Prince charmante"), Франция;
1926 - экранизация романа Жюля Верна "Мишель Строгов" ("Michel Strogoff"), ко-продукция Германии и Франции, роль Нади Федор. В этом фильме снялся Борис де Фаст, а также знаменитый Иван Мозжухин;
1934 - "Волга в пламени" ("Volga en flammes"), ко-продукция Франции и Чехословакии, роль Ольги.
Последняя роль Наталии Кованько на экране - упомянутый последней строкой в фильмографии выше:
франко-чехословацкий фильм с русским названием - "Волга в пламени", в котором она снялась в возрасте 35-ти лет.
Эмиграция. Возвращение в Россию
В 1935-м, после развода с первым мужем, Виктором Туржанским, Наталия Кованько самостоятельно вернулась в Россию, вернее, уже в СССР.
В кино уже больше она не снималась.
Информации о жизни Натальи Кованько после возвращения из эмиграции - скудно мало.
Последний путь
А сведения в открытых источниках о смерти Натальи Кованько - они вообще весьма противоречивы.
Разброс данных по годам смерти составляет аж 7 лет, а по географии - разброс от советской Украины до Франции. Все это конечно же требует дополнительного кропотливого исследования.
А пока же КиноБлог сообщит 2 наиболее распространенные версии места и времени смерти героини этого поста:
по одним данным Наталия Кованько умерла 23 мая 1967 года в Киеве, столице Украинской ССР, СССР;
а по другим - 21 июля 1974 года во Франции.
Наталья Кованько (Nathalie Kovanko) - в реестре RU КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Фильмография Натальи Кованько на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Comments