top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Чет - нечет | Константин Чет, кинобиография

Обновлено: 29 дек. 2024 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

В случае с ним, известнейшим кинематографистом, чет - нечет это не игра с четными и нечетными цифрами, а игра с его собственной фамилией.

То от Чет, то он не Чет.

 

Германский и швейцарский кинооператор, оператор комбинированных съемок русского происхождения Константин Чет (Konstantin Tschet) родился 24 июня 1902 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).


Константин Чет - этого его творческий псевдоним, где имя он сохранил в полном варианте, а фамилию сократил до трех первых букв.

Прим. КиноБлога. Начал использовать такой псевдоним с 1929-го/1930-го годов.


Настоящие имя и фамилия при рождении:

  • Константин Четвериков.


На латинице его фамилия при жизни писалась как:

  • Cetverikov или Tschetwerikoff.

Распространенный никнейм - Костя (Kostja).

В мире кино Константин Чет известен еще и как Константин Ирмен-Чет.

Как это ни покажется странным, но приставка Ирмен - это настоящая немецкая фамилия от отчима, такую фамилию - Ирмен-Чет - он получил после усыновления.

Прим. КиноБлога. Под именем и фамилией Константин Ирмен-Чет работал лишь некоторое время.

Встречающиеся варианты написания имени и фамилии на латинице:

  • Konst. Irmen-Tschet, C. Irmen Tschet, Konstantin Irmen Tschet, Konstantin Tschet, Konstantin Tschetwerikoff, Tschet.

Про родителей и семью

По национальности Константин Чет - русский, по происхождению:

  • по женской линии - из богатого русского купеческого рода Алексеевых;

  • по отцовской линии - из рода русских промышленников и ученых (по части биологии, генетики и статистики) Четвериковых.

Прим. КиноБлога. Справка. Главная вотчина Алексеевых в Москве - это бывшие Алексеевские улицы, Большая и Малая, которые сегодня территориально расположены в Таганском районе. Сегодня это улицы Солженицына и Станиславского. Четвериковы же начинали с сукновальной фабрики в Городищах, что на реке Клязьме.

Родители Константина Чета:

  • отец - ???;

  • мать - ???

Прим. КиноБлога. Генеалогическое дерево родов Алексеевы и Четвериковы - разветвлённое. Учитывая, что детей во многих семьях у них было по много, а сами эти рода пересекались с не менее знаменитыми родами Мамонтовых и Третьяковых, да ещё и незаконнорожденные дети у них встречались, - КиноБлогу пока не удалось разобраться, кто у Константина Чета настоящие родители. Но работа в этом направлении ведётся. Следите за нашими анонсами и обновлениями.

Также известно, что в родственниках у Константина Чета - знаменитый в мире театра и кино человек: Константин Станиславский, чья настоящая фамилия Алексеев. Это его двоюродный дед по материнской линии.

Супруга Константина Чета:

  • Бригитта Хорни или Хорней (Brigitte Horney, в девичестве Ира Бугаенко (требует сверки), 29.03.1911, Далем, Германская империя - 27.07.1987, Гамбург, ФРГ), немецкая, впоследствии американская актриса, кинозвезда западногерманского кино, период брака: 02.11.1940 - 1952, развод.

Другими публичными доступными сведениями про родителей, семью и личную жизнь Константина Чета на настоящий момент КиноБлог не располагает.

Про эмиграцию и образование

В начале 1920-х Константин Чет приехал в Берлин - для изучения фотохимии.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Работать начал Константин Чет на легендарной германской студии УФА (UFA) - ассистентом оператора.

Но дорогу в кино он проложил себе как оператор комбинированных съёмок. В 1925-м году Константин Чет стал сотрудничать с будущим известным немецким кинематографистом Гюнтером Риттау (Günther Rittau), и как специалист по трюковым съёмкам вместе с двумя другими специалистами снял на кинопленку как последовательность стоп-кадров модель города будущего, изобретенного художником-постановщиком фильма знаменитым Отто Хюнте (Otto Hunte) для теперь культового:

  • научно-фантастического фильма Фрица Ланга «Метрополис» ("Metropolis", 1927).

Прим. КиноБлога. Впервые на экран фильм вышел 6 февраля 1927 года. Затем частично был утерян. На основе материалов, добытых в немецких архивах, в 2010-м году была выпущена дополненная и отреставрированная версия фильма и теперь хронометраж супердорогостоящей для начала прошлого века кинокартины составляет 153 минуты.


Прим. КиноБлога. Из любопытного. Автор кинобиографии Константина Чета, Олег Лубски, создал интерьер города будущего для анимационного фильма "20 признаков коррупции" (2018), будучи под впечатлением наработок фильма "Метрополис" (1927).



В 1928-м году Гюнтер Риттау фактически впервые вписал Константина Чета в титры, взяв его в свою команду как со-оператора на съемки:

  • германской поствоенной приключенческой мелодрамы "Возвращение на родину" ("Heimkehr", 1928), которая начинается с того, как двое немецких военнопленных (попавшие в плен на полях 1-й мировой) бегут из русского лагеря на шахтах где-то в Сибири и возвращаются в Германию, где у них образуется любовный треугольник...


Вместе с еще одни напарником Константин Чет как оператор комбинированных съемок выполнил работу для еще одного научно-фантастического фильма Фрица Ланга:

  • «Женщина на Луне» ("Frau im Mond", 1929).


Они сняли для фильма стартовую площадку ракеты.


Прим. КиноБлога: на фото ниже - кадр из фильма студии UFA с этой стартовой площадкой.


И этот фильм тоже стал культовым.

Прим. КиноБлога. Сегодня фильм "Женщина на Луне" знаменит тем, что считается самым первым в мире, где изобретен и показан обратный отсчёт до старта.


Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Кинематографическая карьера у Константина Чета уложилась в период 44 года:

  • 1925 - 1968.

Стал востребованным кинооператором в 1930-х годах, войдя в состав киногрупп многих популярных кинофильмов.

Пятном в кинокарьере Константина Чета навсегда останется факт его тесного сотрудничества с режимом Третьего Рейха - он остался востребованным кинооператором в германском кинобизнесе и во время 2-й мировой войны.


И хотя за этот период он снял несколько шедевров, включая того же самого легендарного "Мюнхаузена" ("Münchhausen", 1943), участие в качестве оператора-постановщика в нескольких германских пропагандистских фильмах (например, "Юный гитлеровец Квекс" ["Hitlerjunge Quex", 1933]) совсем не красят Константина Чета.

После окончания 2-й мировой войны Константин Чет смог продолжить свою карьеру, по-тихому скрывшись в Швейцарии, где с 1946-го года получил несколько заказов на операторскую работу.

С 1948-го года Константин Чет снова снимал художественные фильмы в Германии, в той части, которая находилась под военным контролем и управлением американцев и их союзников. Его обычно приглашали к себе в киногруппу уже работавшие с ним ранее режиссеры.


В этот период он как оператор-постановщик вместе с еще 2-мя операторами снял одну из самых удачных ко-продукционных кинокартин того времени:

  • итало-западногерманскую музыкальную мелодраму "Танцуем на радуге" ("Wir tanzen auf dem Regenbogen", 1952).

С 1953-го по 1954-й год он сопровождал Ганса Хасса (Hans Hass) в качестве оператора в его длительной киноэкспедиции на Галапагосские острова, которые рядом с Южной Америкой.

На период 1957-1964-го годов Константин Чет вернулся в Швейцарию, где в основном стоял за камерой для фильмов режиссера Франца Шнидера (Franz Schnyder).

Фильмография Константина Чета за всю его карьеру в кино:

  • оператор в большом кино - 87 фильмов;

  • оператор в короткометражном кино - 8 фильмов;

  • оператор в документальном кино - 3 телефильма (не полная статистика);

  • оператор комбинированных съемок - 6 фильмов;

  • ассистент оператора в большом кино - 16 фильмов;

  • ассистент звукооператора - ? (первые 5 лет карьеры в кино).

Последние 5 лет своей кинокарьеры (1964-1968) Константин Чет снова работал в Западной Германии, но ограничился документальными и представительскими фильмами, хотя в последние годы своей кинокарьеры числился шеф-оператором фирмы «Инзель-фильм» (Insel-Film).

Последняя работа Константина Чета над фильмом была заказной постановкой к 90-летию Конрада Аденауэра как раз на студии "Инзель-фильм":

  • западно-германский полнометражнй (полуторачасовой) документальный фильм "90 лет истории Германии, 90 лет Конраду Аденауэру" ("90 Jahre deutscher Geshichte, 90 Jahre Konrad Adenauer", 1968), снятый на кинопленку с частотой 24 кадра/сек.

И хотя Константин Чет как оператор снял много документальных и представительских фильмов, для ТВ он никогда в своей жизни не работал, лишь однажды снявшись там в качестве самого себя (читайте P.S.).


Дополнительные детали творческой биографии Константина Чета, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.


Последний путь

После кино, последние 9 лет своей жизни Константин Чет провёл на пенсии.

Умер Константин Чет в возрасте 74 года. Случилось это печальное событие 27 мая 1977 года, Мюнхен, Бавария, ФРГ (ныне является частью объединенной ФРГ).

Прим. КиноБлога. Место захоронения публично не известно.

P.S.

В 1972-м году (к этом времени уже 4 года как Константин Чет на пенсии) на западно-германские телеэкраны была выпущена:

  • 60-минутная документалка "18 картин от руки" ("18 Bilder mit der Hand") производства NDR, героями которой стали 9 ведущих кинооператоров ФРГ.


Среди этих девятерых интервьюируемых оказались 2 женщины (Марта Сибер и Маргарет Вагнер) и двое выходцев из России:

 

Фильмография Константина Чета на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page