Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
На обложке журнала Тайм (Time) он появился 24 января 1954 года.
Через 9 лет, в 1963-м вышла из печати его первая биография на английском языке.
А к сегодняшнему дню известны уже 9 таких книг, от разных авторов.
Американский хореограф русско-грузинского происхождения Джордж Баланчин (George Balanchine) родился 22 января 1904 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне г. Санкт-Петербург — город в составе РФ).
Джордж Баланчин заслуженно считается основоположником американского балета и и один из создателей современного неоклассического балетного искусства в целом.
Настоящее и полное имя при рождении:
Георгий Мелитонович Баланчивадзе.
Устойчивые никнеймы: Мистер Би (Mr. B) и Рэт (Rat).
Прим. КиноБлога. 2-й никнейм переводится как "крыса", был "присвоен" Джорджу Баланчину в молодые годы за схожесть его лица (при определенном ракурсе) с мордой крысы.
В 1987-м году Джордж Баланчин первым из русских американцев был введен в Зал славы Национального музея танца (the National Museum of Dance), основанного семейной парой Корнелиус Вандербилт Уитни (Mr. & Mrs. Cornelius Vanderbilt Whitney).
В упомянутом престижном Зале славы к Джорджу Баланчину были присоединены еще семеро выдающихся личностей русского происхождения:
Бронислава Нижинская (с 1989-го года)
Анна Соколов (с 1989-го года)
Варвара Каринская (c 1999-го года)
Леонид Мясин (с 2000-го года)
Игорь Стравинский (с 2000-го года)
Анна Павлова (с 2012-го года)
Рудольф Нуриев (с 2014-го года)
У Джорджа Баланчина множество и других званий, наград и номинаций в мире балета и танца, но т.к. КиноБлог специализируется на киноотрасли, сделаем упор на его крупных наградах, непосредственно связанных с медиа индустрией:
В 1978-м году Джордж Баланчин стал Номинантом престижной американской телевизионной премии Primetime Emmy, в категории "Выдающиеся достижения в хореографии" (Outstanding Achievement in Choreography) - за хореографию ТВ серии «Нью-йоркский балет: Коппелия» ("New York City Ballet: Coppelia").
Прим. КиноБлога. Эту номинацию, кстати, Джордж Баланчин разделил со своей в прошлом партнершей по танцам и гражданской женой Александрой Даниловой (Alexandra Danilova).
За 3 года до выше упомянутой ТВ номинации Джордж Баланчин стал "разыгранной картой" в попытке создания в Лос Анджелесе "Зала славы развлекательной индустрии Голливуда" (the Entertainment Hall of Fame in Hollywood).
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Девелоперами и владельцами земель и объектов недвижимости в районе ныне знаменитого кинотеатра Грумана, где, собственно, вдоль улицы, на которой он стоит, сейчас и существует Голливудская аллея славы, планировалось построить несколько зданий, связанных с кино индустрией, и даже объявлялись компании по сбору средств. В частности, на месте апартаментов the Garden Court, которые располагались в соседнем от кинотеатра Грумана (известного сейчас как Китайский театр TCL) квартале, хотели построить кино музей.
В общем, громкое телешоу на NBC снимавшееся в Голливудском Палладиуме" ("Hollywood Palladium") с участием в качестве ведущего знаменитого Джина Келли (Gene Kelly), в тот год находившегося на пике своей популярности (прим. КиноБлога: в этом же году Джим Келли был ведущим на Оскаровской церемонии и на нескольких других менее популярных теле и прочих шоу), провели...
Прим. КиноБлога. Историческая справка. The Hollywood Palladium - это многофункциональный театр, расположенный на бульваре Сансет д. 6215 в Голливуде, штат Калифорния. Он был построен в стиле Streamline Moderne, стиле ар-деко. Открытие состоялось 31 октября 1940 года. Вмещает до 4 тыс. человек. Здание пережило несколько реконструкций. Для любителей американского кино - именно здесь в 1979-м году снималась сцена финального концерта братьев Блюз для одноименного культового голливудского фильма.
... по ходу телешоу Джорджа Баланчина наградили как 1-го хореографа, удостоившегося такой чести, но громким планам как на само телешоу (прим. КиноБлога: в следующие годы оно в таком формате больше не проводилось), так и на окрестные земли, сбыться было не суждено.
Прим. КиноБлога. Предположения. Скорее всего, "энтетейнмент-планы" будущих владельцев планируемой новой формы развлечений пересеклись в этом районе Голливуда с уже раскручивавшимся на тот момент бизнесом под названием "Голливудская аллея славы" (см. следующее примечание КиноБлога). И в казалось бы перспективное дело вмешалась злобная конкуренция. В результате план по созданию "Голливудского зала славы" пришлось свернуть, а реализовать впоследствии удалось открытие двух музеев:
The Hollywood Museum по адресу 1660 N. Highland Ave., Hollywood, CA 90028,
Hollywood Entertainment Museum по адресу 7021 Hollywood Blvd, Los Angeles, CA 90028, USA (закрылся в июле 2006-го).
Прим. КиноБлога. Историческая справка. 15 августа 1958 года представители официальных властей города Голливуд открыли на полотне тротуара бульвара Голливуд в районе Хайланд авеню 8 звезд, чтобы продемонстрировать, как будет выглядеть будущая Аллея славы. В число первых 8-ми лауреатов вошли: Оливия Бордена (Olive Borden), Рональд Колман (Ronald Colman), Луиза Фазенда (Louise Fazenda), Престон Фостер (Preston Foster), Берт Ланкастер (Burt Lancaster), Эдвард Седжвик (Edward Sedgwick), Эрнест Торренс (Ernest Torrence) и Джоан Вудворд (Joanne Woodward). Ожидалось, что строительство Аллеи начнется сразу вскоре после этой 1-й официальной церемонии. Однако были поданы 2 иска, которые задержали строительство. 2-й был подан Чарли Чаплином-младшим, на сумму аж 400 000 долларов (прим. КиноБлога: по тем временам ого-го сумма!) - в качестве возмещения за исключение его отца из "первых лауреатов Аллеи". Но суд этот иск отклонил. И строительство Аллеи звезд: хоть и с задержкой, но началось.
Про родителей и семью
Родился Джордж Баланчин в смешанной русско-грузинской семье.
Отец - Мелитон Баланчивадзе (24.12.1862, Кутаисская губерния, Российская империя - 21.12.1937, Кутаиси, Грузинская ССР, СССР), грузинский, русский и советский композитор, один из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Сын грузинского оперного певца, Мелитон Баланчивадзе - один из основателей Тбилисского театра оперы и балета, а затем министр культуры Демократической Республики Грузия, которая стала независимой в 1918-м году, но позже была включена в состав Советского Союза.
1-я супруга Мелитона Баланчивадзе - Гаяне Эристави (Gayane Eristavi). В этом браке родилось двое детей. Один из них, Аполлон, во время Гражданской войны служил полковником в Белой гвардии, прославился в т.н. Ледниковом марше 1918-го года.
Мать Георгия Баланчивадзе - это 2-я супруга Мелитона Баланчивадзе, звали её Мария Николаевна Васильева, и она была русской по национальности. Мария Васильева, умела играть на фортепиано, была на 11 лет моложе супруга и, по слухам, была его бывшей экономкой. Похоронена в Тбилиси.
Прим. КиноБлога. Про женскую линию рода Баланчивадзе публично известны лишь судные сведения. Можно было бы подумать, что дефицит информации связан с происхождением матери великого хореографа (см. выше), но отсутствие большинства фактических сведений и о его родное сестре наводят на другую мысль - так было в этом роду принято.
Родной младший брат - Андрей Баланчивадзе (Andria Balanchivadze, 01.06.[19.05].1906 - 28.04.1992), также как и отец, стал известным композитором, но уже в Советской Грузии, автор 4-х фортепианных концертов, 4-х симфоний, 3-х опер и 2-х балетов.
Родная старшая сестра - Тамара Баланчивадзе.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Вот какие сведения о Тамаре Баланчивадзе удалось собрать КиноБлогу, построив их в логическую цепочку: в Петрограде ее удочерила (???), жена брата Мелитона, Ивана Баланчивадзе, бездетного военного. В 1918-м году Тамара тоже приехала в Тифлис, поступила в академию художеств и вышла замуж за немца по имени Хаген. Вскоре перед супругами поставили условие — либо ее супруг меняет гражданство, либо она вслед за ним покидает страну. На семейном совете было решено, что Хаген уедет, а затем вызовет к себе молодую жену. Супруг уехал и навсегда исчез из жизни Тамары Баланчивадзе. В Советской Грузии она стала театральным художником, сотрудничала с театром Марджанишвили, работала с Еленой Ахвледиани. А затем вернулась в Ленинград и устроилась в кукольный театр под руководством Сергея Образцова. Жизнь и карьера Тамары была прервалась с ее смертью при неизвестных обстоятельствах в начале блокады Ленинграда, когда она пыталась с помощью брата Андрея покинуть на поезде осажденный фашистами Ленинград и перебраться в Грузию. Уже на юге Советской России, на подъезде к Тихорецку поезд, в котором она ехала, попал под немецкую бомбежку. И больше о Тамаре Баланчивадзе ее семья не слышала.
В детстве двух братьев и сестру Баланчивадзе называли так: Жоля, Люля и Тама, хотя метриках они были записаны, как Георгий, Андрей и Тамара.
Остальная часть грузинской стороны семьи Баланчина состояла в основном из художников и солдат.
Супруги (прим. КиноБлога: все 4 его супруги - балерины) Джорджа Баланчина:
Тамара Гева или Тамара Жева (Tamara Geva), период брака: 24.10.1922 - 1926, развод;
Вера Зорина (Vera Zorina), период брака: 24.12.1938 года - 17.01.1946 года, развод;
Мария Толчиф (Maria Tallchief), период брака:16.08.1946 года - 07.06.1951, брак аннулирован;
Танакиль Леклерк (Tanaquil Le Clerq), период брака: 31.12.1952 года - 14.02.1969 года, развод.
Джордж Баланчин также имел доказанные гражданские отношения с другими женщинами, в частности с уже упомянутой Александрой Даниловой, но навсегда остался бездетным.
И он порицался обществом за т.н. совращение своих танцовщиц.
Про образование
Любовь к искусству, в частности, к балету Джорджу Баланчину пыталась привить его мать - в детстве Джордж Баланчин не интересовался балетом, но его мать настаивала на том, чтобы он посещал прослушивания вместе со своей сестрой Тамарой, которая, в отличие от него, интерес матери к искусству разделяла с самого детства.
Мама Джоджа Баланчина увлекалась балетом, потому что рассматривала его как форму социального продвижения из низов петербургского общества.
В возрасте 9-ти лет, в 1913-м году, Джордж Баланчин прошел прослушивание в балетную школу при Мариинском театре, в то время как Тамара - нет (прим. КиноБлога: злые языки утверждали, что все это благодаря тому, что на прослушивание родители привели лишь несколько мальчиков), был принят в Императорскую балетную школу, основную школу Императорского балета (прим. КиноБлога: ныне Мариинского театра), где стал учеником Павла Гердта и и его пасынка Самуила Андрианова.
Баланчины перебрались из сельской Финляндии в Санкт-Петербург.
Сразу после Октябрьского переворота 1917-го года балетная школа была распущена, и 13-ти летнему Джорджу Баланчину пришлось зарабатывать на жизнь игрой на фортепиано в кабаре и тапёрством в кинотеатрах.
Вскоре новые Советские власти одумались и школу вновь открыли (её финансирование, тем не менее, было значительно урезано), и Джордж Баланчин вернулся к занятиям балетом.
Выпустившись в 1921-м году в числе 8-ми юношей и 4-х девушек (среди которых была вскоре трагически погибшая Лидия Иванова), Джордж Баланчин был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета.
В этом же 1921-м году Джордж Баланчин поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал игру на фортепиано, теорию музыки, контрапункт, гармонию и композицию, закончив обучение здесь в 1923-м году.
Предпосылки к эмиграции
Предпосылки на отделение Джорджа Баланчина от семьи создал его отец.
В смутном 1917-м году отец Джорджа Баланчивадзе окончательно переехал в Грузию, оставив на время семью (жену, 13-ти летнего Георгия и 11-ти летнего Андрея) в Петрограде.
Семье Баланчивадзе удалось воссоединиться в Грузии в 1918-м году.
Поселились семьей в Кутаиси, где Мелитон Баланчивадзе организовал музыкальное училище, которое сегодня носит его имя. В этом же училище по классу виолончели учился его младший сын Андрей.
В 1918-м году Джордж Баланчин стал единственным членом семьи, кто остался в Петрограде, так как еще учился в балетном училище.
Так он уже с раннего подросткового общества учился "рулить" жизнью один.
Лишь через 6 лет, в 1923-м году, когда Джорджу Баланчину стукнуло уже 19 лет, его отец приехал в Петроград приехал Мелитон Баланчивадзе, занимавший в тот год в Советской Грузии пост начальника музыкального отдела народного комиссариата просвещения.
Эта встреча сына и отца оказалась последней.
Про эмиграцию в Европу
В 1924-м году в составе балетно-танцевальной труппы Джордж Баланчин отправился на советские государственные гастроли в Германию. И во время этой поездки он вместе с несколькими другими советскими танцовщиками ( его жена Тамара Гева и танцоры Александра Данилова и Николай Ефимов) решили остаться в Европе. Они бежали в Париж, где была большая русская община.
Здесь в Париже, Джордж Баланчин получил приглашение от балетного импресарио Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете, и фактически "прекратил себя" в профессии танцора, сосредоточившись всю свою дальнейшую жизнь исключительно на хореографии.
Победы у Джорджа Баланчина начались далеко не сразу. Несмотря на явный успех балета «Блудный сын» на музыку Прокофьева, Париж его не принимал. Этот город любил людей с именем.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. И хотя Сергей Дягилев хорошо относился к Джорджу Баланчину, но у него были еще более любимцы — Сергей Лифарь, Борис Кохно. Однажды их он пригласил в кафе, а Джорджа Баланчина отправил в музей - смотреть картины Боттичелли. Потом они встретились — когда сытый Дягилев выходил из кафе, а голодный Джордж Баланчин из музея. «Ну как, ты понял что-то?» — спрашивал Дягилев. «Ничего я не понял, не понравилось мне», — отвечал Джордж Баланчин.
Но именно по совету Сергея Дягилева танцор адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.
Про эмиграцию в США
После смерти Сергея Дягилева 19 августа 1929 года в Венеции его Русский балет начал распадаться, и Джордж Баланчин покинул труппу.
Он работал сначала в британском Лондоне, затем в датском Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером.
В 1932-м году Джордж Баланчин был главным балетмейстером антрепризы полковника Василия де Базиля и Рене Блюма "Русский балет Монте-Карло", для которой поставил балеты «Конкуренция» на музыку Орика, «Котильон» на музыку Шабрие и Риети, «Мещанин во дворянстве» на сюиту Рихарда Штрауса. Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой.
Вскоре Джордж Баланчин ушёл из Русского балета Монте-Карло, решив организовать собственную труппу — «Балет-1933» (Les Ballets -1933). Труппа просуществовала лишь 6 месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вайля («Семь смертных грехов мещанина» на либретто Бертольда Брехта), Анри Соге.
После одного из этих представлений известный в то время американский писатель, импресарио и меценат Линкольн Кирстайн (Lincoln Edward Kirstein, 04.05.1907 – 05.01.1996) предложил Джорджу Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Встреча состоялась благодаря Брониславе Нижинской, хореографу и сестре великого танцовщика Вацлава Нижинского.
Несмотря на то, что Бронислава Нижинская предупредила Кирстайна, что Джордж Баланчин болен и ему осталось жить максимум 3 года, американец все же сделал все, чтобы тот уехал в США.
Джордж Баланчин согласился и в октябре 1933-го года переехал в США.
Прим. КиноБлога. Получил американское гражданство Джородж Баланчин через 6 лет после переезда в США - в 1939-м году.
Приехав в Америку, Джордж Баланчин совершенно не знал английского.
Впоследствии он так и говорил - с сильным акцентом.
Прим. КиноБлога. Удивительно, но однако пел Джордж Баланчин без акцента, утверждая, что это «английский Гарри Харта».
Визиты в СССР
За свою жизнь Джордж Баланчин совершил 2 визита в СССР, в страну, которая стала правопреемником его Родины - Российской империи.
И оба раза - с заездом в Грузию.
Отца, мать и родную сестру он живыми не застал, посетив их только на могилах.
А вот с родным братом Андреем Баланчивадзе встретиться смог.
Встреча братьев Баланчивадзе вживую состоялась только в 1962-м году и в Москве — спустя 45 лет после расставания.
За все это время они даже не имели возможности переписываться друг с другом.
Хотя Джордж Баланчин давал о себе знать.
Во время 2-й мировой войны в советский Тбилиси приходили посылки из израильско-египетского общества — шоколад, растительное масло, сахар, теплые вещи. Все это было организовано Джорджем Баланчиным.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Андрей Баланчивадзе вспоминал, что встреча была очень теплой. При том, что расставались братья практически детьми, а встретились уже состоявшимися художниками: "Это произошло осенью 62-го, я уже учился в московской консерватории. Мы вместе с отцом встречали Баланчина в аэропорту. Тогда он приехал со своей лучшей труппой, это был расцвет New York City Ballet. Баланчин, как капитан, последним спустился с трапа, и все балетные артисты в шикарных костюмах разместились в открытом поезде, который повез их к зданию аэропорта. Баланчин обнялся с папой, была очень теплая встреча. В номере дяди в гостинице «Москва» в первый день собрались мы с отцом, пианистка Мария Юдина и дирижер Паппе. Говорили о многом, Жорж расспрашивал папу о его жизни, рассказывал о себе. Мне запомнилось, с каким восторгом и гордостью Баланчин говорил о своем знакомстве с композитором Равелем. На следующий, кажется, день папа повел брата в гости к Дмитрию Шостаковичу. Не все могли принять у себя Баланчина — с ним было такое количество людей, что любой поход в гости больше походил на торжественный прием, нежели на простые дружеские посиделки".
Карьера в кино и на ТВ. Начало
В начале 1920-х Джордж Баланчин стал в Петрограде-Ленинграде одним из организаторов экспериментальной группы «Молодой балет» и первым ее руководителем, где начал пробовать свои силы как хореограф.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. 1-е представление "Молодой балет" дал 23 июня 1923 года в "Экспериментальном театре", располагавшемся в здании бывшей Городской думы на проспекте 25 октября (ныне снова Невский проспект).
Уже тогда проявились организаторские способности Джорджа Баланчина, помноженные на профессионализм.
Первая работа Джорджа Баланчина для экрана случилась, правда, уже не в России, а в Великобритании, и через 6 лет после старта "Молодого балета" (читайте далее).
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Фильмографию Джорджа Баланчина в кино и на ТВ довольно сложно подсчитать правильно.
Ибо к кино и ТВ Джордж Баланчин был причастен что называется смежно.
И большинство его обязанностей при съемках контента были смешанными.
Он выступал и в роли режиссера, и в роли танцора, и и наиболее часто в ролях консультанта и хореографа, что как должности в традиционном составе кино и ТВ групп приписывались к разным подразделениям в составах кино и ТВ групп.
Его умудрялись причислять к хореографам даже в посмертных документальных фильмах.
Например, в российско-французском документальном музыкальном фильме 2006-го года "Балерина" ("Ballerina").
Поэтому КиноБлог в случае с Джорджем Баланчиным не будет расписывать фильмографию Джорджа Баланчина в виде традиционного перечня с разделением по медиа.
Отметим только, что официальная прижизненная фильмография Джорджа Баланчина - это 51 год и отсчитывается она аж с 1929-го года, с года, когда знаменитый "Русский балет" существовал последний свой сезон.
В этот год Джордж Баланчин снялся как танцор и выступил в качестве хореографа в британском учебном художественном фильме-драме "Темные красные розы" ("Dark Red Roses", 1929);
А заканчивается 1979-м годом, когда он выступил хореографом "Арлекиниады" ("Harlequinade") в телевизионном полнометражном документальном фильме для PBS "Барышников в Белом доме" ("Baryshnikov at the White House", 1979), за который Михаил Барышников получил премию Праймтайм Эмми. Фильм снимался в Белом доме и на съемках и в кадре остались присутствовавшими тогдашний Президент США Джимми Картер с супругой Розалин.
Наиболее известен зрителям Джордж Баланчин во всем мире по следующим кино и ТВ проектам:
музыкальный художественный фильм студии Warner Bros. - "На пальцах ваших ног" ("On Your Toes", 1939), танцевальный директор фильма, здесь снялось много русских кино эмигрантов, начиная с супруги Джорджа Баланчина: Вера Зорина, Леонид Кински, Константин Шейн, Адя Кузнецов, Алекс Мелеш, Григорий Гайе;
музыкальный художественный ТВ фильм канала CBS "Потоп" (The Flood", 1962) с литовским кино эмигрантом Лоуренсом Харви (Laurence Harvey) в главной роли, Джордж Баланчин здесь - в статусе хореографа;
серия телеспектаклей на NBC под названием "Час компании Белл Телефон" ("The Bell Telephone Hour", 1959-1968), 4 серии как хореограф - в 1959, 1963-м (2) и 1968-м годах;
американский криминально-драматический ТВ сериал NBC "Макклауд ("McCloud", 1970-1977), в серии под названием "Человек с золотой шляпой" ("The Man with the Golden Hat", 1975) в 5-м сезоне он выступил в статусе хореографа.
Последнее прижизненное появление самого Джорджа Баланчина на экране – в нью-йоркском телевизионном шоу за полгода до смерти:
в музыкальном представлении из серии "Вживую в Линкольн центре" ("Live from Lincoln Center", 1976 - ), которое, кстати, продолжают транслировать на PBS до сих пор - в 7-м сезоне в серии 7 под названием "Стравинский и Баланчин: у гения День рождения!" ("Stravinsky and Balanchine: A Genius Has a Birthday!", 1982), которая вышла в эфир 4 октября 1982 года, он появился на сцене лично, хотя и в инвалидном кресле.
Последний путь
Умер Джордж Баланчин после практически 5-ти лет страданий от набора болезней (включая стенокардию), в возрасте 79-ти лет 30 апреля 1983 года на Манхеттене в г. Нью-Йорк.
Прим. КиноБлога. Болезнь Крейтцфельдта-Якоба (особая форма склероза или бешенства, постепенно поражающая головной и спинной мозг) была диагностирована у Джорджа Баланчина только после его смерти, хотя он впервые проявил её симптомы в 1978-м году, когда начал терять баланс при исполнении танцевальных па.
Похоронен Джордж Баланчин по традициям русской православной церкви на кладбище Оклэнд (Oakland Cemetery) в городе Саг Харбор (Sag Harbor), округ Саффолк, штат Нью-Йорк.
P.S.
Вторая жизнь
Фильмография Джорджа Баланчина время от времени продолжает пополняться все новыми и новыми фильмами. Конечно, он появляется в них как архивный герой.
Но именно как герой, а не персонаж.
Ибо Джордж Баланчин - это имя во всемирной истории искусства.
Джордж Баланчин (George Balanchine) - в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Фильмография Джорджа Баланчина на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Comments