Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Несмотря на то, что сам нацистский министр пропаганды Геббельс предлагал смотреть сквозь пальцы на ее полуеврейское происхождение, она, опасаясь за свою жизнь, все-таки уехала из Германии в США.
Где продолжила карьеру не как актриса и танцовщица, а, скорее как голливудский секретарь-референт.
И весьма симпатичная референт...
Американская и немецкая кино- и театральная актриса, а также танцовщица русского происхождения Женя Николаева (Genia Nikolaieva) родилась 2 января 1904 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (ныне г. Санкт-Петербург - в составе России и РФ).
Если считать сокращенное русское имя от Евгения до уменьшительно-ласкательного Женя, тогда Женя Николаева - этот творческий псевдоним.
Встречающиеся варианты написания имени и фамилии на латинице:
Genia Nikolaieva, Genia Nikolajewa, Eugenia Nikolajewa.
Про родителей и семью
Родители Жени Николаевой - немецко-еврейских кровей:
отец - немец,
мать - еврейка российского происхождения.
Прим. КиноБлога. Обширные личные архивы Жени Николаевой находятся в одном из государственных архивов Германии. Когда КиноБлог доберется до них, то раскроет дополнительные детали происхождения Жени Николаевой в части ее родословной и семейного окружения.
Супруг Жени Николаевой - единственный:
Карл Форхт (Carl Forcht, июнь или июль 1907 года, Гёттинген, Нижняя Саксония, Германия - 26.04.1997, Западный Голливуд, Калифорния, США), немец по национальности, монтажер кинофильмов, брак с 1937-го года.
Прим. КиноБлога. Германский Гёттинген, кстати, отличается относительно большим количеством русскоязычных немецких переселенцев.
Познакомилась с Карлом Форхтом Женя Николаева в конце 1933-го года на съёмках немецкого фильма в жанре музыкальная комедия "Финансы Великого князя" ("Die Finanzen des Großherzogs", 1934), где она сыграла эпизодическую роль, а он был одним из двух монтажеров.
Была с ним в официальном браке с 1937-го года и до его смерти в 1997-м году, но с перерывом на 9 лет.
Как и почему - читайте пост КиноБлога далее.
Это почти детективная история, но со счастливым концом, как в романтическом кино.
Другими публичными сведениями про родителей, семью и детей Жени Николаевой в настоящее время КиноБлог не располагает.
Про образование
Женя Николаева переехала в Германию вместе с родителями, в раннем возрасте, задолго до Октябрьского переворота 1917-го года.
Родители оплачивали ей частные уроки балета.
Это стало единственным специализированным образованием Жени Николаевой.
Она рано, уже в 16 лет, в 1920-м году, дебютировала как танцовщица варьете в знаменитом берлинском Wintergarten и на дальнейшее обучение больше времени уже не находила.
Прим. КиноБлога. Берлинский театр Wintergarten, что в переводе на русский означало бы "Зимний сад", который открылся в 1887-м году и был самым большим театром в районе Берлин-Митте. Отличался уже в те годы своей многофункциональностью. Он был уничтожен бомбардировками в июне 1944-го года. Открытому в 1992-м году на Потсдамер-штрассе вновь построенному театру присвоили историческое имя и он с тех пор существует и поныне. Первый театр навсегда остался в немецкой и мировой истории благодаря следующему факту: 2 брата Складановски (Max и Eugen Skladanowsky), знаменитые сейчас немецкие пионеры кино - изобретатели, кинопроизводители и кинопрокатчики, продемонстрировали зрителям первую презентацию сверхкоротких закольцованных 5-ти секундных "биоскопфильмов" в этом театре-варьете еще 1 ноября 1895-го года, сделав его таким образом самым 1-м кинотеатром в мировой истории. Подробнее - в книге Олега Лубского "с Оскаром и рядом":
Карьера в кино и на ТВ. Начало
В конечном итоге Женю Николаеву в киноиндустрию привели музыкальные постановки типа ревю, особо модные в её молодые годы. В целой серии таких сценических постановок, как в Германии так и за ее рубежом, она приняла участие как актриса и модель.
В 1921-м году 17-летняя Женя Николаева уехала на 2 года в Пруссию - танцевать в балете Кёнингсберга при Городском театре Кенигсберга (Stadttheater Königsberg).
Затем, в 1923-м году Женя Николаева присоединилась к ансамблю хореографа Эрнста Матрая (Ensemble des Choreografen Ernst Matray) и с его труппой гастролировала в Англии и Южной Америке вплоть до 1925-го года.
Накопившая опыта и навыков Женя Николаева, достигнув возраста в 21 год, в 1925-м снова появилась в Берлине.
С 1926-го по 1930-й год она была сольной танцовщицей в Берлинской государственной опере в подразделении под руководством швейцарского балетного хореографа Макса Терписа (Max Terpis, он же Max Pfister).
Прим. КиноБлога. Хореограф, танцор балета, а затем психолог Макс Терпис (01.03.1889, Цюрих, Швейцария - 18.03.1958, Цолликон, Швейцария) руководил балетом в Staatsoper Berlin 7 лет: с 1924-го по 1930-й год. В 1939-м году вернулся в Швейцарию.
Прим. КиноБлога. Берлинская государственная опера с 1918-го и поныне официально известна как Государственная опера на Унтер-ден-Линден. Как Королевская придворная опера (Königliche Oper), театр был заложен в сентябре 1741 года, а открылся 7 декабря 1942 года еще до окончательного завершения строительства. В 1918 году театр был разделен на два и каждый получил свои имена: Staatsoper Unter den Linden и Staatskapelle. Собственно, Staatsoper Unter den Linden (который также именуют как Deutsche Staatsoper Berlin) - первый оперный театр и самый исторически значимый театр в Берлине. Он расположен в историческом центре на бульваре Унтер-ден-Линден. Историческое здание театра также широко известно как Lindenoper. Это был 1-й отдельно стоящий оперный театр в Германии и в то время самый большой оперный театр в Европе. В период национал-социализма был подчинен премьер-министру Герману Герингу как Прусский государственный театр. Еврейские певцы, музыканты, дирижеры и другие сотрудники были вытеснены из театра под различными предлогами и/или обвинениями. С 1949-го театр функционировал как государственная опера Восточной Германии (ГДР). В 1969-м году труппа театра впервые гастролировала в СССР. В 1990 году опера была властями объединенной Германии официально переименована в Государственную оперу на Унтер-ден-Линден. С 2009-го по 2017-й театр пережил масштабную реконструкцию с добавлением нового репетиционного центра и вновь открылся для зрителей осенью 2017-го.
Одним из преподавателей балета в Берлинской государственной опере у Жени Николаевой и у других солистов стал Виктор Гзовский (12.01.1902, Санкт-Петербург - 14.03.1974, Гамбург) — хореограф и педагог, в разное время руководивший балетными труппами Берлина, Парижа, Мюнхена, Флоренции, Дюссельдорфа и Гамбурга. Он сотрудничал как преподаватель с Берлинской государственной оперой 5 лет, с 1925-го по 1930-й год.
Прим. КиноБлога. Виктор Гзовский учился в Петербурге у Евгении Соколовой. После гражданской войны оказался в Краснодаре, где повстречался с Татьяной Исаченко, знакомой ему ещё по Петербургу, и женился на ней. В 1925-м году супруги смогли выехать в Берлин, где Виктор Гзовский стал балетмейстером Берлинской оперы. В 1928-м году супруги открыли собственную танцевальную студию, а также организовали труппу «Балет Гзовских», с которой в январе 1932 года гастролировали в Париже с программой «Историческое ревю танцев и костюмов 1830-1930». Параллельно, с 1930-го по 1933-й год Виктор Гзовский был также хореографом на киностудии в Бабельсберге. В 1937-м году не вернулся в Германию из Парижа, оставшись во французской столице, т. к. от друзей получил сигнал, что гестапо собирается его арестовать за гомосексуальные связи с одним из своих учеников.
1930-й год стал для теперь уже 26-летней Жени Николаевой дебютным на новой сцене и на киноэкране:
она дебютировала в качестве актрисы в ревю "Полное головокружение" ("Alles Schwindel"), эдаком музыкально-постановочном бурлеске, миксе оперетты, кабаре, политического театра на музыку Миши Сполянского;
а первая роль на экране – в немецкой музыкальной комедии "Две связи" ("Zwei Krawatten", 1930). У Жени Николаевой была роль Долли (Dolly), а в главной женской роли уже "звездила" Ольга Чехова (пост КиноБлога об Ольге Чеховой читайте ЗДЕСЬ). Композитор фильма - тот же знаменитый: Миша Сполянский.
Прим. Киноблога. В нацистской Германии ревю "Полное головокружение" достигло пика своей популярности", в 1940-м году получив одноименную экранизированную киноверсию. А сегодня это ревю можно посмотреть в Германии в театре с символическим названием - The Maxim Gorki Theatre. Это маленький театр, но располагающийся на главной берлинской улице - Унтер дер Линден. Театр был построен в 1827-м году как Choral Academy и явился в то время первым публичным концертным залом в Берлине. В 1952-м году уже на территории ГДР открылся после полного восстановления из-за разрушений, полученных во время 2й мировой войны, под своим нынешним названием.
И, затем, вплоть до своего тайно-внезапного отъезда в США в 1938-м году Женя Николаева "параллелила" свою работу, - она выступала в ревю и опереттах и также снималась в кино.
Про эмиграцию в США
Женя Николаева с приходом к власти в Германии нацистов, числилась "смешанных кровей" (Mischling), что по официальной нацистской классификации обозначало: она наполовину арийка, а наполовину - еврейка.
В итоге Женя Николаева была вынуждена уехать в США, по причине своего "полуарийского" происхождения. Сделала она это в 1938-м году, на следующий год после брака и в тайне от мужа.
Прим. КиноБлога. Через 8 лет, в 1946-м году Женя Николаева и Карл Форхт воссоединятся в Лос-Анджелесе.
Прим. КиноБлога. Предположение Вероятнее всего, в Лос Анджелесе пристроиться Жене Николаевой помог Серж де Полиньи (Serge de Poligny. 14.04.1903, Париж - 23.03.1983, Париж), французский сценарист и режиссер, который был занят берлинской производственной компанией U.F.A. чтобы контролировать французские версии нескольких фильмов, и с которым Женя Николаева познакомилась на фильме "Выстрел на рассвете" (см. ниже). Дело в том, что Серж де Полиньи в 1925-году попал в парижское отделение студии Парамаунт как художник-декоратор, быстро достиг там должности помощника режиссера и оброс связями.
Свой отъезд из Германии Женя Николаева обставила так скрытно, что спустя целый год после ее отъезда, т.е. в 1939-м году, официальные лица Германии выпустили на ее имя специальное разрешение для работы актрисой в Германии.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Период активности Жени Николаевой в экранных искусствах как актрисы пришелся на период в:
13 лет (с 1930-го по 1942-й).
Который делится в свою очередь на 2 отрезка - немецкий и американский:
8 лет - с 1930-го по 1938-й поработала в немецком кино, снялась в 24 германских кинофильмах, из них в 4 короткометражных танцевальных.
5 лет - с 1938-го по 1942-й снималась в Голливуде, снялась всего в 3 художественных фильмах.
В США Женя Николаева не только снималась в кино. Но и некоторое время работала в голливудском мейджоре Warner Bros. в администрации.
Общая фильмография Жени Николаевой:
27 фильмов.
На ТВ Женя Николаева никогда не снималась.
Наиболее известна зрителям во всем мире Женя Николаева по следующим кино проектам:
франко-немецкая криминальная драма "Выстрел на рассвете" ("Coup de feu à l'aube", 1932), роль - Лола (Lola) в немецкой версии фильма. Один из 2-х операторов на фильме - знаменитый Константин Ирмен-Чет;
немецкая комедия "Уродливая девушка" ("Das häßliche Mädchen", 1933), роль - Лидия (Lydia);
немецкий приключенческий детектив вокруг бокса "Осталось 90 минут" ("Neunzig Minuten Aufenthalt", 1936), роль - мадам Клермон (Madame Clermont);
немецкая комедия "Женщина, не имеющая значения" ("Eine Frau ohne Bedeutung", 1936), роль - миссис Аллонви (Mrs. Allonwy);
американская криминальная драма студии Paramount "Прогулка по кривой миле" ("Ride a Crooked Mile", 1938), роль - Мэри Симпкинс (Marie Simpkins). Музыкальным директором фильма стал Борис Моррос, земляк Жени Николаевой по городу рождения, в главной мужской роли снялся Аким Тамиров, а в ролях второго плана и в эпизодах засветились: Владимир Соколов, Леонид Снегов и Алекс Волошин;
американская криминальная мелодрама студии Paramount "Приключения в алмазах" ("Adventure in Diamonds", 1940), роль - миссис Перинс (Mrs. Perrins).
Америка для Жени Николаевой оказалась и разлучницей, и "объединительницей".
В 1938-м году она оставила супруга, убежденного национал-социалиста, вместе с его убеждениями в Германии. А спустя 9 лет после разлуки, в 1946-м сошлись, когда Карл Форхт уже после окончания 2-й мировой войны переехал в Калифорнию, США.
Прим. КиноБлога. Карл Форхт изучал теорию театра и историю искусств. Затем он получил образование в качестве ассистента режиссера. В конце 1931-го года Карл Форхт перебрался в немецкую киноиндустрию, 2 года спустя ему разрешили поработать в первый раз в качестве монтажера фильмов. Среди его самых известных художественных фильмов в качестве мастера киномонтажа только работы в немецкий период: «Финансы великого князя», «Порт-Артур» и «Другой мир». Во время 2-й мировой войны он служил редактором в пропагандистском подразделении нацистов Wochenschaubeiträgen и руководил документальным (диалоговым) отделом. Некоторое время активно работал в Италии. За свою работу 1 сентября 1944 года он получил памятную награду от Гитлера. В феврале 1946-го года Карл Форхт эмигрировал через Швецию в США и поселился в Западном Голливуде. Там он поначалу имел много сложностей с поиском жилья и работой в кинобизнесе, и пришлось довольствоваться вспомогательной деятельностью - эпизодическими ролями немцев и работой помощника в продакшн командах. С 12 ноября 1948 года Карл Форхт стал гражданином США. Даже смена имении настоящего на творческий псевдоним (Carl Forrest) ему не помогла и в 1953-м году он от кино отошел окончательно.
Последняя роль Жени Николаевой на экране:
в полнометражном черно-белом приключенческом боевике студии Парамаунт "У леди свои планы" ("The Lady Has Plans", 1942), в роли немки мисс Шлингер (Miss Schlinger - German Maid): в фильме про события в Лиссабоне, где по теме нелегальной продажи радиоуправляемой торпеды сталкиваются интересы разведок и контрразведок мира. Один из двух авторов сценария - русский кино эмигрант Лев Биринский, он же Leo Birinsky.
Сделав себе подарок (премьера фильма в США состоялась спустя 3 недели после её дня рождения, 2 января 1942 года), 38-ми летняя Женя Николаева ушла из большого кино как актриса, и последующие почти 60 лет кинолицедейства больше не касалась.
Последний путь
Женя Николаева умерла, не дожив лишь неделю до своего 97-летия.
Случилось это печальное событие 22 декабря 2001 года в г. Лос-Анджелес, Калифорния, США,
P.S.
Еще при жизни Жени Николаевой, в 1996-м году в Германии была издана книга "Танец под свастикой" ("Tanz unterm Hakenkreuz") авторства экспертов и историков балета Лилиан Карины (Lilian Karina) и Марион Кант (Marion Kant).
В течение месяца после смерти Жени Николаевой была готова англоязычная версия вышеупомянутой книги,
и в 2003-м годы она была издана уже под более "конкретным" названием:
"Гитлеровские танцоры: немецкий современный танец и третий рейх" (Hitler's Dancers: German Modern Dance and the Third Reich).
В этой книге Женя Николаева упоминается несколько раз, как яркий представитель немецкого танцевально-балетного сообщества тех лет.
Женя Николаева (Genia Nikolaieva) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.
Фильмография Жени Николаевой на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb
Comments