Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Спустя 8 лет после его смерти, в 1956-м, итальянцы передвинули его могилу на Аллею знаменитых людей кладбища портового города Катания (Catania), что на Сицилии.
Так они решили отдать дань уважения человеку, который прожил в Италии всего 10 последних лет своей жизни, но сделал много и для нее, и для европейского кино.
В России же, - хотя его и относят к художникам знаменитого "Серебряного века", - он из-за своей эмиграции оказался забыт.
Кто же он такой?
Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.
Французский и итальянский художник по костюмам, художник-постановщик, художник-график и плакатист русского происхождения Борис Билинский (Boris Bilinski) родился 21 сентября 1900 года в г. Бендеры, Бессарабская губерния, Российская империя.
Прим. КиноБлога. Ныне Бендеры - это город по-прежнему с ударением на второй слог, но уже без буквы "ы" в конце - г. Бендер, в составе непризнанной Приднестровской Молдавской Республики внутри границ Республики Молдовы, второе название города - Тигина).
Творческих псевдонимов не имел.
Полное имя при рождении:
Борис Константинович Билинский.
Его работа в европейском кино - это более полусотни фильмов в различном статусе художника, главным образом по костюмам или ответственным за весь художественный продакшн.
Про родителей и семью
Борис Билинский родился в семье российского дворянина польского происхождения, когда, находясь на военной офицерской службе, его отец стоял с гарнизоном в этом Днестровском городе.
Родители Бориса Билинского:
отец - Константин Николаевич Билинский, генерал русской царской армии;
мать - Анна Исидоровна Билинская.
В 1936-м Борис Билинский женился на Франке Фелан (Franca Phelan), итальянке по национальности и сицилийке по месту рождения.
Дети в браке Бориса Билинского и Франки Фелан:
дочь - Валерия (1939, Катания ‒ 1999).
Внук:
Рене Клеманти-Билински (René Clémenti-Bilinsky).
Прим. КиноБлога. Внук является хранителем большого количества художественных и графических работ своего деда и автором литературных работ о его творчестве.
Про эмиграцию
Борис Билинский покинул Россию в 1920-м году, из-за революции.
Его отец погиб, сражаясь за Белую армию, и его мама увезла 19-ти летнего Бориса вместе с тремя сестрами.
Поселились в Берлине (Германия), где Борис Билинский несколько лет работал на различные русские эмиграционные театры.
Прим. КиноБлога. Кстати, не всегда это были русскоязычные театры, в дореволюционной России многие актеры и актрисы знали или немецкий, или французский.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Работу в европейской киноиндустрии начал, когда переехал в Париж (произошло это в 1923-м году) и стал сотрудничать с эмигрантской производственной компанией "Альбатрос".
"Всему виной" стало знакомство с Иваном Мозжухиным.
В мае 1928-го года Борис Билинский создает свою компанию, под названием "Альборис", обыграв в названии своё имя.
Начиная с 1930-го года, он параллельно работал для некоторых русских балетов, в частности, для балетных компаний Брониславы Нижинской и Ольги Спесивцевой, для Николая Евреинова, Бориса Романова, для русского балета Монте-Карло.
В 1930-м году Борис Билинский дебютирует в Русской опере, создав декорации и костюмы для оперы Глинки «Руслан и Людмила».
Первый фильм:
французская трагикомедия 1923-го года 'Le brasier ardent' производства кинокомпании 'Societe de Films Albatros' Иосифа Ермольева и Александра Каменки.
В главных ролях этого в свое время очень популярного у зрителей фильма "звездила" семейная актерская пара - Наталия Лысенко и Иван Мозжухин.
Режиссером - второй из вышеупомянутой пары.
А Борис Билинский здесь - художник-постановщик.
Первой работой в качестве художника по костюмам для Бориса Билинского стал:
фильм 1924-го года «Лев Моголов» ('Le lion des Mogols') российского поляка Жана Эпштейна (Jean Epstein).
Костюмы, придуманные Борисом Билинским, были сразу замечены критиками.
А афиша к фильму принесла ему в 1925-м году как автору золотую медаль на Международной выставке Декоративного искусства в Париже.
Прим. КиноБлога: почти десятилетие спустя французская пресса отметит Билинского как "одного из лучших", и как "самого знаменитого художника киноафиш" (см. ниже).
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Еще при жизни, в 1931-м, Борис Билинский был назван
"самым знаменитым дизайнером афиш для кино" (“the most famous poster designer for cinema”).
Автор присвоения этого звания, опубликованного в издании Arts et Métiers Graphiques,
- Люси Дерейн (Lucie Derain).
Как художник постеров кисти и карандашу Бориса Билинского принадлежат множество работ, точное количество которых не поддается исчислению.
Ниже - один из самых его знаменитых постеров (для фильма "Метрополис" 1927-го года), который по мнению многих критиков не утратил художественной свежести до сих пор.
Не это ли показатель его таланта?
Личный автограф автора - вверху-справа.
Как художник по костюмам Борис Билинский наиболее известен по следующим фильмам:
немецкая немая приключенческая кинолента "Монте-Кристо" ('Monte Cristo', 1929);
итальянская историческая мелодрама "Имперская любовь" ('Amore imperiale', 1941);
французская кинокомедия "Вольпоне" ('Volpone', 1941).
С началом Второй мировой войны, будучи в возрасте 39-ти лет, Борис Билинский пытается записаться на службу во Французскую армию, но получает отказ.
Вероятно, сказалось его российское происхождение и итальянское - его супруги.
Вместе с супругой в 1939-м переезжает в столицу Италии, Рим.
Так решает их семья, для пользы их будущему совместному ребенку, как окажется потом - дочери.
На фото ниже Борис Билинский за рабочим столом:
В Италии плодотворная работа Бориса Билинского продолжается.
Главные его контрагенты - известная римская киностудия "Титанус-фильм" (Titanus Film) и всемирно известный миланский оперный театр "Ла Скала".
Прим. КИНОБЛОГа: Титанус-фильм - одна из старейших итальянских кинопроизводственных компаний. И до сих пор существующая. Основана в 1904-м году в Неаполе одним из первых итальянских кинопродюсеров Густаво Ломбардо (Gustavo Lombardo). С 30-х годов прошлого века базируется в Риме. С 2005-го года этой компанией управляет внук основателя компании Гвидо Ломбардо (Guido Lombardo). В середине 60-х чуть не потерпела крах, из-за вложений в высокобюджетные фильмы, не окупивших себя. Выжила, но с 80-х годов занимается в основном производством телепродукции.
Последние 2 года жизни Борис Билинский тяжело болел - боролся с раком, перенеся несколько операций.
Но все равно продолжал работать.
Последний его фильм вышел на экраны Италии всего за две недели до его ухода в мир иной.
Это:
черно-белая военная драма «Неизвестный из Сан-Марино» ('Lo sconosciuto di San Marino', 1948) с великой Анной Маньяни (Anna Magnani) в главной женской роли и Оскаровским номинантом Витторио де Сика (Vittorio De Sica) в главной роли мужской.
И в своем последнем фильме, как и в первом, Борис Билинский был художником-постановщиком.
Любопытно, что режиссером последнего фильма Бориса Билинского был еще один выходец с территории Российской Империи - итальянский поляк Михал Васжиньски (Michal Waszynski).
Дополнительные детали творческой биографии Бориса Билинского, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
В 1946-м, после окончания Второй мировой, Борис Билинский ожидал приглашения на работу в Париж.
Но в это время заболел и умер в возрасте всего 47-ми лет, спустя 2 года.
Произошло это печальное событие 3 февраля 1948 года в г. Катанья, в больнице у его тестя (Епифанио Скалья), хирурга по медицинской профессии
Муниципалитет Катании, по инициативе друзей Скальи, перенес прах художника на Аллею славы (букв.: «именитых людей»),а скульптор Пьетро Папаллардо создал бюст на его могиле.
P.S.
А в 1953-м году, спустя 5 лет после смерти главы семейства, семья Билинских переехала из Италии во Францию.
"Рисованный архив" Бориса Билинского рассеян по личным архивам.
А бОльшая часть находится:
в личной коллекции его внука Рене Клеманти-Билинского и
в архивах Музея современного искусства Италии.
Периодически в разных точках мира проводятся выставки работ Бориса Билинского.
Посмертные выставки Билинского состоялись в Риме (1955-1956), на Капри (1960), в Нью-Йорке (1975) и в Париже («Борис Билинский. Рисунки к балету, театру и опере, 1927—1947», 1999).
Борис Билинский (Boris Bilinski) - в реестре Ру КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Фильмография Бориса Билинского на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb
Comments