Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Родившись на той части территории Австро-Венгрии, которая тогда называлась Галицией (сейчас это часть западной территории Республики Украина), он служил в австрийской армии, стал известным немецким актером, бежал от нацистов в СССР, где умудрился пройти (хоть и не надолго) через советский сталинский арест, лагерь и остаться живым.
А потом ещё и в Голливуд попал.
Американский, советский, польский и немецкий кино актер Александр Гранач (Alexander Granach) родился 18 апреля 1890 года в с. Вербовцы, Австро-Венгрия (ныне село в Ивано-Франковской области в составе Республики Украина).
Полное настоящее имя при рождении - Исайя Сайко Грониш (Jessaja Szajko Gronish).
Александр Гранач - это творческий псевдоним, который в итоге по жизни стал его именем и фамилией.
Прим. КиноБлога: В русскоязычных СМИ и даже при издании книг принято писать его фамилию-псевдоним как Гранах, хотя по правилам чтения сочетания букв на латинице ("ch") сегодня будет правильнее произносить с буквой "ч" на конце - Гранач. И в этом случае фамилия приобретает южно-славянский окрас.
Этот творческий псевдоним у Александра Гранача - эволюционный, ибо до 1912-го года - он называл себя другим именем и фамилией - Герман Гроздья.
Отдельные источники утверждают, что, начиная свою актерскую карьеру, Александр Гранач знал только 2 языка: идиш и украинский.
А, кстати, язык галицйиских украинцев в Австро-Венгрии считался диалектом русинского.
Прим. КиноБлога: Знал ли Александр Гранач русский язык или нет, необходимо уточнить. Например, непонятно, когда он, находясь в СССР, снялся в главной роли в фильме "Последний табор" (1935), в фильме звучит его голос или он дублирован другим актером?
Про родителей и семью
Александр Гранач родился в бедной многодетной еврейской крестьянской семье, стал 9-м по счету ребёнком в ней.
Родители Александра Гранача:
Отец - Арон Гранач (Гронах), фермер и пекарь;
Мать - ???
Супруги у Александра Гранача за его жизнь были две:
1- я - Марта Гуттманн (Martha Guttmann), период брака: 1914-1921, развод;
2-я (гражданская) - Лотте Ливен-Стифель (Lotte Lieven-Stiefel, 1898-1986), швейцарская актриса, период брака: 1934-1945, смерть супруга; утверждалось, что он хотел узаконить брак с ней, но официально они так и не расписались.
У Александра Гранача был единственный ребенок - сын, родившийся в 1-м браке (на фото вверху):
Герхард Гранач (Gerhard Granach), в эмиграции сменил свое имя на Гад Гранач (Gad Granach; 1915 - 06.01.2011), а эмигрировал он в Хайфу (сегодня это Палестина) в 1936-м году в возрасте 20-ти лет, бОльшую часть своей жизни прожил в Иерусалиме (Израиль).
Про образование и эмиграцию
Вскоре после рождения Александра Гранача его отец стал пекарем в маленьком городке Городенка и перевез туда всю свою семью.
Здесь Александр Гранач и провел свое детство и начал свою трудовую деятельность - когда ему было всего 6, он уже начал в небольшой пекарне своего отца.
А в итоге Александр Гранач получил лишь неоконченное начальное образование в религиозных и светских еврейских школах.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Согласно автобиографическому роману Александра Гранача, он аж 4 раза убегал из дома, но в возрасте 14 лет, воссоединившись со своей семьей и впервые в своей жизни увидев театральную постановку, пьесу на идиш (во Львове вместе с братом впервые посетил еврейский театр), после чего влюбился в театр и решил стать актёром.
Там же во Львове он завязал знакомство с русско-еврейскими студентами, симпатизировавшими левому революционному движению.
Про эмиграцию
В 1906-м году 16-ти летний Александр Гранач через австрийскую Вену приехал в немецкий Берлин, где первое время, зарабатывая на жизнь, работал пекарем и одновременно с этим стал пробовать свои силы в любительском театре, ставившем свои пьесы на идиш. Так он получил свой первый актерский опыт.
И поскольку говорил в это время Александр Гранач по-немецки лишь фрагментарно, ему пришлось выучить немецкий язык практически с нуля.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Когда Александр Гранач начал актерскую школу профессионально - шел 1909-й год, и его сотрудничество со знаменитым Максом Рейнхардтом стало для него началом успешной театральной, а затем и карьеры в кино.
По легенде начался взлёт чисто случайно - Александ Гранач заменил больного коллегу в пьесе «Гамлет» по Уильяму Шекспиру, и его игра на сцене впервые привлекла к нему внимание зрителей и других режиссеров.
В последующие 20 лет Александр Гранач зарекомендует себя как великий театральный пантомим, но только вот в период 1-й мировой войны он на почти 5 лет (1914-1918) прервет свою театральную карьеру призывом в австро-венгерскую армию.
Причем, служил он во время 1й мировой войны не в штабе, не в тылу, а на передовой - воевал на альпийском фронте на границе с Италией, и однажды попал здесь в плен к итальянцам.
После окончания 1-й мировой войны перебрался на короткое время в Мюнхен, но затем вернулся в Берлин, в Берлинский театр (Berliner Theater), где играл под управлением Эрвина Пискатора (Erwin Piscator).
Дебютировал в кино Александр Гранач когда ему уже стукнуло почти 30 - в 1919-м году он снялся в Мюнхене в черно-белой немой драме "Золотая книга" ("Das goldene Buch", 1919).
Про эмиграцию в Польшу и СССР
После прихода нацистов к власти в Германии, в 1933-м году Александр Гранач эмигрирует через Австрию сначала в независимую в те годы Польшу, в Варшаву, а затем, в 1935-м году - в советский Киев.
Прим. КиноБлога. Справка. Александр Гранач приехал в СССР из Польши по официальному приглашению советского правительства.
Считалось, что это приглашение последовало прежде всего из-за трудностей в СССР с организацией немецкоязычного театра и становившегося все более заметным недоверия советских властей по отношению к проектам немецких эмигрантов. Кем так считалось, КиноБлогу не известно, только вот в Киеве Александра Гранача пригласили поработать в еврейском театре, где он прославился среди киевской публики ролью Шейлока в Киевском городском театре.
И вообще, в середине 1930-х годов и до дня своего ареста он был одним из самых преуспевающих в Советском Союзе, - в том числе и в финансовом плане, - деятелей искусства, прибывших из Германии.
Прим. КиноБлога. Опять про языки, которые знал или не знал Александр Гранач. Его современники утверждали, что в первую очередь благодаря знанию нескольких языков (украинского, польского, идиш и русского) Александра Гранача приняли в СССР с распростертыми объятиями и он смог писать интервью и статьи для прессы, работать на радио и активно участвовать в работе еврейского театра.
Здесь, в СССР, но уже в Москве, Александр Гранач снялся в 2-х художественных фильмах производства советско-германской киностудии "Межрабпомфильм":
"Последний табор" (1935), советско-германская студия "Межрабпомфильм" (прим. КиноБлога: до революции это кинокомпания Трофимова "Русьфильм", а после "Союздетфильм" и сейчас - киностудия им. Горького), главная мужская роль - Данило (богатый цыган, вожак табора), режиссеры фильма - Евгений Шнейдер и Моисей Гольблат), в съемках фильма участвовали Николай Мордвинов, Михаила Яншин, артисты театра «Индо-ромэн» во главе с прославившейся своим романсом на всю страну Лялей Чёрной (настоящее имя - Надежда Киселёва), премьера фильма в СССР состоялась 3 марта 1935 года, на фото вверху - Александр Гранач и Ляля Чёрная в кадре их этого фильма;
"Борцы" ("Kämpfer", 1936), режиссер - Густав фон Вангенхайм (Gustav von Wangenheim), роль - журналист Ровелли (роль без записи в титрах), премьера в СССР состоялась 4 декабря 1936 года.
В 1-м своём советском фильме Александр Гранач сыграл роль харизматичного вожака цыганской общины. Его не желающий отправляться на перековку герой на пару с зажигательной Альтой в исполнении Ляли Чёрной оказался в кадре гораздо убедительнее и обаятельнее всех «правильных» героев.
Арест и освобождение
Барон фон Вангенхайм, он же Густав Адольф (Gustav Adolf Freiherr von Wangenheim), в фильме которого снялся Александр Гранач, не только участвовал в кинопроцессе, но и сообщал советским органам о неблагонадёжности своих немецких соотечественников.
Прим. КиноБлога. Справка. Фильм "Борцы" был создан в основном снят немцами, эмигрировавшими в СССР после прихода нацистов к власти в Германии.
Судьба его создателей печальна — многие из них были арестованы и репрессированы:
в период 1937-1938 годов были арестованы ещё несколько членов съёмочной группы фильма «Борцы»: Шмидтсдорф, Восс, Дамериус, Арендт, Лотар Вольф, Матебловски, Маргис, Хауска и Александр Гранач.
несмотря на вышеуказанные аресты фильм все же вышел на экраны даже московских кинотеатров, но в январе 1937-го одним ударом, без предупреждения, были уволены все немецкие эмигранты-кинематографисты, а их договоры с закрытой в том же году студией «Межрабпомфильм» были переданы «Мосфильму»;
высокопоставленные функционеры российской компартии Николай Бухарин и Карл Радек, по мнению Вангенхайма, открыто симпатизировавшие будущему фильму, на известном процессе в августе 1936-го года были объявлены врагами народа, что наложило дополнительный отпечаток на судьбу и фильма, и его создателей;
ко времени первого просмотра и обсуждения «Борцов» была арестована актриса Карола Неер, состоявшая в штате студии «Межрабпомфильм» и которой предназначались большие роли в следующих эмигрантских кинопроектах;
во время съёмок были арестованы Вальтер Раушенбах и Эрнст Мансфельд, ассистенты режиссёра и организаторы, которых благодаря их повседневной работе все знали в съемочной группе и на студии.
Актёрам, игравшим в фильме нацистов (Эрнсту Бушу, Трепте, Грайду, Трёшу), а также Александру Граначу повезло больше остальных, в итоге им удалось уехать из СССР и благодаря этому спасти свои жизни.
В 1937-м году Александр Гранач был арестован в Киеве.
Прим. КиноБлога. Предположение. Одной из версий ареста Александра Гранача является бытовой мотив, он достаточно вольно вел себя с женщинами и любил жить на широкую ногу. Вероятно, кому-то это в советских репрессивных органах сильно не понравилось или просто-напросто он кому-то перешел дорогу по мужской линии.
Так или иначе, но Спасти Александра Гранача от ужасов ГУЛАГа помогло письмо немецкого (в последующем американского) писателя и журналиста еврейского происхождения Лиона Фейхтвангера (Lion Feuchtwanger) и супруги Молотова к Иосифу Сталину, под арестом НКВД Александр Гранач находился около месяца.
Прим. КиноБлога. Лион Фейхтвангер лично "ручкался" со Сталиным, посетив его в Кремле во время своего знаменитого турне 1935-го года по Советскому Союзу.
Александру Граначу удалось выехать в Европу, в Швейцарию.
Про эмиграцию в США
В США Александр Гранач переехал из Швейцарии, весной 1938-го года.
Сначала он остался в Нью-Йорке и сосредоточился на изучении английского языка.
Прим. КиноБлога. По официальной версии, как и в случае с эмиграцией в СССР, и в США он приехал, чтобы помочь в создании немецкоязычного театра.
Но планы не сбываются, и тут помогает судьбоносное знакомство.
Американский режиссер немецкого происхождения Уильям Дитерле (William Dieterle), который в 1937-м уже получил свою номинацию на Оскар за фильм "Жизнь Эмиля Золя" (1937), снятый на студии Уорнер Бразерс, приводит Александра Гранача в Голливуд.
И как помогает!
Александр Гранач попадает в кастинг проекта голливудского мейджора. Роль товарища Копальского (Comrade Kopalski) в знаменитом фильме студии MGM «Ниночка» ("Ninotschka", 1939), режиссер - земляк из Берлина Эрнст Любич (Ernst Lubitsch), Грета Гарбо - в главной женской роли, стала его кинодебютом в Америке. На постере фильма слева - Александр Гранач как раз рядом с героиней Греты Гарбо. В 1940-м на церемонии фильм получит 4 Оскаровских номинации.
Другие русские кино эмигранты в фильме:
актеры Григорий Гайе и Тамара Шейн, стилист - Сидни Гиларов.
7 лет жизни и работы в США у Александра Гранача - это съёмки у Ланга, Вуда, Циннеманна и бурная общественная деятельность - оказание финансовой помощи политэмигрантам, пострадавшим от фашистского и сталинского режимов.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Годы активности Александра Гранача в кино - 25 лет: 1920 - 1945 (включая перерыв на 1-ю мировую войну).
На ТВ Александр Гранач никогда не работал и не снимался, попросту не дожил до эпохи его массового внедрения.
Период активности Александра Гранача в кино делится на 3 этапа:
европейский (1920-1935);
советский (1935-1937);
американский (1938-1945).
В США Александр Гранач вынужденно стал характерным актером - как и другим немецким иммигрантам, из-за его немецкого акцента ему часто доставались роли нацистов, тема была чрезвычайно актуальна в те годы в кино.
Общая фильмография Александра Гранача как актера (не считая появлений в качестве самого себя и архивных фрагментов):
в большом кино - 52 фильма (из них 20 фильмов - в США);
в короткометражном кино - 2 фильма.
Наиболее известные роли Александра Гранача, помимо уже упомянутых выше:
1920 - германская мелодрама "Цыганская любовь" ("Die Liebe vom Gigeuner"), режиссер - Ганс Стауфен (Hans Staufen);
1922 - культовый германский фильм ужасов/фэнтэзи "Носферату, симфония ужаса" ("Nosferatu, eine Symphonie des Grauens"), роль - домовой по имени Нок (стук);
1923 - германская мелодрама/фэнтэзи "Тени - ночная галлюцинация" ("Schatten - Eine nächtliche Halluzination"), главная мужская роль - Тень (Shadowplayer);
1943 - американская драма/фильм-нуар - "Палачи тоже умирают!" ("Hangmen Also Die!"), роль - гестаповец Алоиз Грубер (Alois Gruber), из "наших" в фильм еще Инна Гест, фильм был номирован на 2 Оскара, по звуку;
Последним появлением Александра Гранача на экране стала:
роль в потрясающей военной драме «Седьмой крест» ("The Seventh Cross", 1944) голливудской студии MGM.
Обязательно посмотрите этот фильм.
Из таких шедевров потом рождались фильмы "Седьмой спутник", "Иди и смотри" и им подобные.
Прим. КиноБлога. Фильм отличился тем, что в нем почти весь актерский состав - это видные (известные) европейские беженцы.
1994-й год был для него удачным и в театре. Нью-Йоркский Бродвей встретил его зрительским успехом - с декабря 1944-го года Александр Гранач успешно выступил тут в пьесе «Колокол для Адано»" ("A Bell for Adano").
Но, увы, набравшая высоту карьера оборвалась приступом аппендицита во время игры на сцене вышеупомянутой пьесы, и неудачной операцией...
Последний путь
Александр Гранач (Alexander Granach) умер 14 марта 1945 года в г. Нью-Йорк, США, смерть была вызвана легочной эмболией после аппендэктомии (прим. КиноБлога: операция по удалению аппендикса).
На день смерти ему было лишь 54 года, а через несколько месяцев закончится 2-я мировая война.
Александр Гранач был похоронен на кладбище Монтефиоре (Montefiore Cemetery) в г. Спрингфилд Гарденс, округ Квинс, Нью-Йорк.
P.S.
Автобиография Александра Гранача «Вот идёт человек» ("Da geht ein Mensch"), была издана на немецком языке в немецком эмигрантском издательстве Neuer Verlag в г. Стокгольм, Швеция, в 1945-м году, в год его смерти.
В английском переводе название книги стало отличаться:
"There Goes An Actor" («Вот идёт актёр»).
В России перевод автобиографического романа был опубликован лишь в 2017-м году, типографией «Издательство Ивана Лимбаха».
Подробные мемуары об отце оставил также его сын Гад Гранах.
На фото ниже - персональная фарфоровая мемориальная доска в Берлине на доме, в котором жил Александр Гранач - на улице Хайлигендаммер штрассе, д. 17а в берлинском районе Шмаргендорф. На доске кратко описан жизненный путь актера с родины через Берлин в Голливуд.
Прим. КиноБлога. Справка. Berliner Gedenktafel или Берлинская памятная доска Королевской фарфоровой мануфактуры (KPM) - это особая форма памятной доски введенная в использование в этом городе в 1985-м году в рамках подготовки к 750-летию города.
Александр Гранач (Alexander Granach) - в реестре Ру КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Opmerkingen