Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Он - один из самых активных и заметных "изобретателей" российской кино индустрии. К нему справедливо применимо изобретённое слово - "столпотворец".
Прим. КиноБлога. Герой этого поста отнесен к реестру RU КиноСтарз - звезды мирового кино русского (российского) происхождения - по причине периода пребывания в эмиграции.
Кто же он такой?
Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.
Советский, австрийский, немецкий и русский кино предприниматель, продюсер, режиссер, сценарист, издатель Александр Ханжонков родился 27 июля (8 августа) 1877 года в посёлке Верхне-Ханжёновский, Харьковская губерния, Российская империя (ныне это село Верхняя Крынка).
Прим. КиноБлога. Недалеко от села Верхняя Крынка, где родился Александр Ханжонков находится теперь довольно большой поселок Ханжёнково, и это часть территории Советского района города Макеевка, Донецкая область. Начиная с 2002-го года, в честь Александра Ханжонкова в Макеевке ежегодно проходит уникальная культурная акция «Дни Ханжонкова на Родине». Макеевку посещали известные кинематографисты и актёры из России и Украины, акцию поддерживал Дом Ханжонкова в Москве.
Творческих псевдонимов не имел.
Полное имя при рождении:
Александр Алексеевич Ханжонков (Ханжёнков).
Александр Ханжонков - один из организаторов российской кинопромышленности, один из пионеров русского кинематографа и русской кино периодики.
Про родителей и семью
Александр Ханжонков родился в семье сотника, из дворян Войска Донского.
Отец:
Алексей Петрович Ханжонков, помещик.
Мать:
Параскева Сергеевна Ханжонкова (в девичестве Дмитриева), происходила из семьи полковника царской армии, который одно время владел магазином «Зингер» в Москве.
Сводный брат:
Сергей Ханжонков.
Супруги:
1-я - Алевтина Николаевна (отчество оспаривается, альтернативный вариант - начинается на А.) Ханжонкова (в девичестве Баторовская, 26.07.1879, Москва, Российская империя - 29.07.1925, Берлин), русская и европейская режиссер, продюсер и кинопредпринимательница;
2-я - Вера Дмитриевна Ханжонкова (1892, Москва - 1974), русская и советская киноинженер и архивист.
Алевтина Ханжонкова стала для Александра Ханжонкова спутницей в личной жизни и соратницей в работе на первом этапе его карьеры в кино, ведения о ней довольно скудны. Между тем, в 1917-м году её считали заметным режиссёром в русском кино.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Цитата из статьи некого Вс. Чайковского в статье "Женщина в кинематографии" от 01.02.1917г.: "Пока у нас в России только два режиссера-женщины. Это актриса Преображенская (игравшая Маню в «Ключах счастья») и А. А. Ханженкова (поставившая с участием Полевицкой картину «Ошибка сердца»)."
Про образование
Сначала Александр Ханжонков учился в ростовской гимназии (прим. КиноБлога: ныне это школа №43 в г. Ростов-на-Дону).
В 1896-м году 18-ти летний Александр Ханжонков окончил Новочеркасское казачье юнкерское училище и был принят в чине подхорунжего в привилегированный Донской казачий полк, расквартированный в Москве.
Так Александр Ханжонков попал в Москву.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Кинофабрикантом должен был сводный брат Александра Ханжонкова, уже упомянутый выше Сергей Ханжонков. В 1905-м году он привёз из Парижа проекционный киноаппарат и фильм «Жизнь Иисуса Христа», большую новую картину французского режиссера Жассе, студии «Гомон», снятую по известным репродукциям художника Джемса Тиссо. Он намеревался демонстрацией этой картины вернуть вложения и заработать, но "что-то пошло не так": Синод РПЦ запретил показ фильма.
Неудача брата с кинематографом не смутила Александра Ханжонкова. В его опубликованных воспоминаниях от первого лица пересказано, что обратиться к кинематографу его заставила просьба земляка-ростовчанина, попросившего купить для него проекционный аппарат в Москве. Ханжонков выполнил поручение, зашел в магазин «Пате» и там познакомился с заведующим Эмилем Ошем.
Через 10 (почти) лет военной службы, в 1905-м году, по состоянию здоровья Александр Ханжонков увольняется из российской царской армии в запас в чине подъесаула и неожиданно для своего окружения на следующий год вкладывает всё положенное и немалое в то время, - и как сказали бы сейчас, - выходное пособие / в размере 5 тысяч рублей / в ... кинобизнес.
По легенде, интерес Александра Ханжонкова к кино возник у него после посещения в 1905-м ростовского «биографа» (прим. КиноБлога: распространенное в те годы название кинотеатров, наряду с электротеатрами) и просмотра там легендарного люмьеровского ролика «Прибытие поезда», когда он сам был «опьянён», «пленён» и «поражён».
Сначала он купил акции московских филиалов кино компаний Gaumont & Sieversen.
А собственный торговый дом - «Э. Ош и А. Ханжонков» - был создан на паях весной 1906-го года. Его целью был объявлен прокат в России зарубежных кинофильмов и создание российских кинолент.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Эмиль Ош очень скоро покинул предприятие, причиной называлась неудачно проведённая им сделка (по другой версии - из состава учредителей его вывел сам Александр Ханжонков, воспользовавшись отсутствием первого на коммерческом задании по закупкам контента в США).
И уже 9 (22) декабря 1906 года Александр Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением о создании новой компании - «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою "А. Ханжонков и Ко".
Одним из поручителей компании был известный в то время банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. В 1912-м году торговый дом был преобразован в Акционерное общество «А. Ханжонков и К°».
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот выдержка из устава кино предприятия Александра Ханжонкова, описывающая цели и задачи, сегодня звучит как текст из сказки: "... с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов".
Ниже - газетная реклама акционерного общества "А. Ханжонков и Ко":
А еще ниже - эмблема кино предприятия Александра Ханжонкова. На ней изображены вставший на дыбы Пегас и затейливо переплетенные литеры "А" и "Х":
И крайне любопытно, что одним из финансовых партнеров в это время для Александра Ханжонкова стала русская православная церковь.
Так, в московском подворье Саввино-Сторожевского монастыря ему было бесплатно предоставлено помещение, где размещались склад и специальный просмотровый зал.
Сначала Александр Ханжонков и партнеры занимались прокатом зарубежных фильмов по Российской империи.
Потом Александр Ханжонков занялся производством собственной кинопродукциии, начав с кинодокументалистики.
Но уже летом 1907-м года Александр Ханжонков начинает съёмки собственной постановочной картины ("Палочкин и Галочкин"), но которая, увы, закончена не была.
1-я художественная продукция кино ателье Александра Ханжонкова выходит на экраны 2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю). Это фильм «Драма в таборе подмосковных цыган».
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Журнал «Сине-фоно» о кинопремьере написал: «...хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А. Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры».
Перед эмиграцией
После Октябрьского переворота 1917-го года кинофабрика Александра Ханжонкова, построенная им в московском Замоскворечье на Житной улице, д.29, была национализирована (в 1919-м году) и стала 1-й фабрикой Госкино СССР.
А начатое им в 1915-м году там же на Житной улице строительство фабрики по производству киноаппаратуры завершить из-за революционных событий 1917-го года не удалось.
В это время, с весны 1917-го года и до ноября 1920-го года, компания Александра Ханжонкова, перебравшись на свою базу в Крыму, снимает фильмы в Ялте на специально для этого построенной съёмочных мощностях, задуманных им с прицелом на создание «русского Голливуда» (прим. КиноБлога: во времена СССР эта кинобаза Александра Ханжонкова была преобразована в Ялтинскую киностудию).
Про эмиграцию
После разгрома белогвардейской армии Врангеля, в т.н.“последнюю эвакуацию Крыма” в ноябре 1920-го года Александр Ханжонков эмигрирует на корабле в Константинополь.
Здесь в Константинополе он открывает прокатную контору и демонстрирует на местных экранах постановки своей фирмы прошлых лет.
Затем переезжает в итальянский Милан и в марте 1921-го - в австрийскую Вену.
Здесь, в Австрии Александр Ханжонков пытается восстановить свое кинопроизводство, открывает киностудию для съемок фильмов на русские сюжеты. В его труппу вошли Петр Баратов, Леонид Гранский, Аркадий Бойтлер и др.
В 1922-м году, на арендованной вилле в австрийском Бадене, он организует исследования по созданию звуковых фильмов, однако вынужден прекратить их из-за нехватки средств.
И в этот же 1922-й год, - Декретом Совнаркома РСФСР, - бывшее ателье Александра Ханжонкова передается в ведение Центрального государственного фотокинопредприятия «Госкино» в качестве Первой Госкинофабрики.
В 1923-м году из Австрии Александр Ханжонков перебирается в германский Берлин, где некоторое время работает консультантом в различных кинокомпаниях.
Возвращение из эмиграции
Несмотря на то, что имущество предприятий Александра Ханжонкова национализировано советскими властями, что в Ялте, что в Москве, и уже многократно передано по "цепочке перерегистраций" другим собственникам под видом государства, он все-таки соглашается на уговоры новых советских кинопредпринимателей вернуться в советскую Россию. И через почти 3 года европейской эмиграции возвращается в Москву.
На момент возвращения на родину из эмиграции Александру Ханжонкову 46 лет.
Но это возвращение началось с обмана.
В 1923-м году Александр Ханжонков купился на обращение к нем представителей акционерного общества «Русфильм» с предложением вернуться на родину. Они помогли получить ему разрешение на возвращение в СССР. Александр Ханжонков предложение принимает, прибывает в Москву, однако «Русфильм» закрывается, так и не начав работать.
Александр Ханжонков некоторое время работает консультантом «Госкино», а затем - заведующим производством «Пролеткино».
Но в 1926-м году Александр Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован - по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации.
Ввиду отсутствия доказательств его вины Александр Ханжонков был освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав.
Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, он вынужден был переехать из Москвы в Ялту.
А в 1931-м году основное производство Первой Госкинофабрики переводится с ул. Житная на территорию современного Мосфильма. А в здании бывшей "кинофабрики Ханжонкова" в 1931-м - 1932-м годах размещается Научно-исследовательский кинофотоинститут (НИКФИ).
В 1934-м году, после письменного обращения к председателю кинофотоуправления (фактическому министру кинематографии СССР) Борису Шумяцкому, Александр Ханжонков был реабилитирован и получил небольшую правительственную персональную пенсию.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Александру Ханжонкову принадлежат такие продюсерские титулы, как "изобретатель павильонных съемок", "тиражный король", "создатель первого в мире прокатного мультфильма" и "создатель первого русского блокбастера":
первым в России начал снимать кино в специально построенных для этого павильонах: зимой в павильонах стали снимать лето, а летом - зиму;
вместе с предпринимателем шведского происхождения Владимиром Сиверсеном организовал 1-й в России цех по размножению получаемых из-за границы картин, по сути кинокопировальная фабрика;
в 1911-м году на экраны вышел 1-й в России полнометражный фильм об обороне Севастополя во время Крымской войны - «Оборона Севастополя» (1911), совместно поставленный Александром Ханжонковым и Владимиром Гончаровым, и большей частью он был снят в ялтинских павильонах. Для съемок батальных сцен понадобилась помощь императора Николая ІІ. Благодаря императору в кадре были сняты настоящие военные подразделения русской армии и настоящий корабль, который по сценарию топят;
в 1912-м году он стал продюсером 1-го в мире коммерческого фильма, созданного методом объемной мультипликации, и получившего название «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (в послереволюционный период фильм шёл под названием «Куртизанка на троне» и крутился в советском уже кино прокате до середины 1920-х годов). Пост КиноБлога о режиссере этого фильма Владиславе Старевиче читайте ЗДЕСЬ.
Александр Ханжонков 1-м среди русских кино предпринимателей занялся и производством научно-популярных, документальных и мультипликационных фильмов.
К 1914-м году Александр Ханжонков контролировал 1/3 кинопроката в России, а выпущенные его компанией фильмы к тому времени уже исчислялись сотнями.
А кинопрокат развивался бурно.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. К осени 1916-го года общее количество кинотеатров в Российской империи выросло до 4 тысяч, а ежедневная посещаемость достигла показателя 200 тыс. зрителей.
В фильмах Александра Ханжонкова дебютировали звезды немого кино:
Вера Холодная, Иван Мозжухин, Пётр Чардынин, Андрей Громов и др.
Общая фильмография Александра Ханжонкова не поддается точному исчислению, т.к много киноработ утеряно, многие архивы и имевшиеся статистические данные не сохранились до нашего времени (были утеряны или уничтожены).
Но некоторые эксперты умудряются называть точное количество фильмов, отснятых студией Ханжонкова за все время своего существования:
429 художественных фильмов;
272 документальных и учебных.
И не забываем, что именно из национализированной кинофабрики Александра Ханжонкова при советской власти "получился" Мосфильм.
Про про увлечения
Одним из сопутствующих профессиональных занятий Александра Ханжонкова была издательская деятельность, а в последние годы жизни - еще и писательская.
С конца 1910-го года компания Александра Ханжонкова начала издавать журнал «Вестник кинематографии».
В 1913-м году в Ростове-на-Дону появилось 2-е издание его кинематографическое периодическое издание — «Синема».
С 1915-го года начал также выходить финансируемый Александром Ханжонковым журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.
А в последние годы жизни Александр Ханжонков занимался написанием мемуаров.
Его воспоминания частично опубликованы в книге «Первые годы русской кинематографии» (Москва, изд-во Искусство, 1937) и на сегодня являются ценнейшим материалом, задокументировавшим эпоху образования российской кино индустрии в видении одного из её "зачинателей".
Последний путь
Александр Ханжонков последние годы жизни был прикован к инвалидной коляске.
Умер 68-ми летним 26 сентября 1945 года в г. Ялта, Крымская область, РСФСР, СССР, в нищете и полном забвении.
Похоронен в Ялте на Поликуровском кладбище.
Сегодня эта могила облагорожена.
P.S.
Говорят, самым важным показателем сохраняющейся памяти является народная молва.
Так вот, вплоть до 1960-х годов, когда здание фабрики в связи с прокладкой метро под Калужской площадью было снесено, в обиходе использовалась фраза "кинофабрика Ханжонкова" - для описания этого географического места на карте Москвы.
"Прим. КиноБлога", Из первых уст. "Потом опять гуляли. Гуляли по Житной, прошлись мимо кинофабрики Ханжонкова, мимо кинотеатра "Буревестник". (цитата из рассказа Анатолия Степанова "Заботы пятьдесят третьего года").
Александр Ханжонков - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
コメント