top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Крестоносец | Александр Форд, кинобиография

Обновлено: 4 мая

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Его самый известный фильм назывался этим словом из заголовка, только во множественном числе.

А свой крест жизни он не донёс, закончив её самоубийством.

 

Польский, израильский и американский кинорежиссёр, сценарист, преподаватель, кино деятель русского (RU) происхождения Александр Форд (Aleksander Ford) родился 24 ноября 1908 года в г. Киев, Киевская губерния, Российская Империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).

Александр Форд - творческий псевдоним.


Полное имя при рождении:

  • Моше Лившиц (Mosze Lifszyc).

Владел идишем, русским и польским языками.

Александр Форд стоял у истоков послевоенного польского кино, считается одним из его со-организаторов, восстановителей, правда, запятнавший себя участием в "огусадарствлении" доселе успевшего побыть независимым польского кинематографа:

  • 1940-1943 - во время Второй мировой войны он - глава киногруппы Польской народной армии в СССР (Czołówka Filmowa Ludowego Wojska Polskiego или Czołówka), делал документальные, новостные и учебные фильмы для армии;

  • 1943 - вместе с Ежи Боссаком (Jerzy Bossak), польским евреем, выходцем из Ростова-на-Дону, режиссёром киногруппы 1-й Армии Войска Польского, они преобразовывают эту киногруппу в киностудию WP, в которой он становится директором;

  • 1945-1947 - после послевоенной оккупации Польши Красной Армией на почти 3 года становится директором национализированной компании «Фильм Польски» ("Film Polski");

  • 1948-1949 - в течение 2-х лет - художественный руководитель киногруппы «Блок» ("Blok");

  • 1955-1968 - в течение 14-ти лет - художественный руководитель творческого объединения «Студио» ("Studio").

В первые послевоенные годы после окончания 2-й мировой эта военная кино компания "Чолувка" (прим. КиноБлога: при Войске Польском в военные годы), стала первым центром кинопроизводства в Польше. Она инициировала создание Польской кинохроники и способствовала возрождению польской кинематографии (создание киностудии в Лодзи).

Про родителей и семью



Александр Форд родился в еврейской семье.

Супруги:

  • 1-я - Янина Форд (в девичестве Вичержинска, Janina Wieczerzynska), развод;

  • 2-я Ольга Форд (в девичестве Минская, Olga Minskaya, творческий псевдоним - Ольга Фордова), сценаристка кино, развод;

  • 2-я - Элеонора Форд (в девичестве Грисвольд, Eleanor Griswold).

Детей у Александра Форда было пятеро - по 1-му ребенку в первых двух семьях, и трое - в последнем браке.

Самый известный из наследников:

  • сын - актёр Александр Форд-младший (Aleksander Ford-jr., 08.10.1944, Варшава - 08.10.2012, Лодзь, Польша).

Про образование

Александр Форд учился на факультете истории искусств в Варшавском университете.

Карьера в кино и на ТВ. Начало

Александр Форд дебютировал в кино как режиссер уже в 19 лет, в 1928-м году - на 2-х короткометражных документальных фильмах:

  • «Под утро» ("Nad ranem", 1928);

  • «Польский Манчестер» или "Пульс польского Манчестера" ("Tetno polskiego Manchesteru", 1928).

Набрав возраст, Александр Форд стал на деле проявлять в сфере кино организаторские и руководящие способности.

В межвоенный период (прим. КиноБлога: в истории польского кино период между 1й мировой и 2-мировой войнами рассматривается как отдельный его этап) Александр Форд успел "порулить" здесь:

  • 1930 - Соучредитель просоветской организации - Ассоциация друзей художественного фильма «Старт» ("Start"),

  • 1935 - организатор Кооператива авторов фильмов (SAF).

Про эмиграцию

В 1968-м году в результате политического кризиса и антисемитской кампании после мартовских событий польские власти лишили Александра Форда права выполнять какую-либо функцию в кинематографии. Проще говоря, он потерял любую работу в кино.

На следующий год, в 1969-м, 60-ти летний Александр Форд эмигрировал из Польши: сначала в Израиль, затем в Западную Германию, затем в Данию и, наконец, в Соединенные Штаты.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Считается, что в своих ранних картинах Александр Форд предвосхитил стилистику итальянского неореализма.


Александр Форд - 2-х кратный победитель и 2-х кратный номинант Каннских кино фестивалей. А также 4-х кратный номинант Венецианских кино фестивалей разных лет.

Общая фильмография Александра Форда –

  • режиссер большого кино - 16 фильмов;

  • режиссер короткометражного кино - 7 фильмов;

  • режиссер документального кино - 1 фильм;

  • сценарист в большом кино - 7 фильмов;

  • сценарист в короткометражном кино - 3 фильма.

Прим. КиноБлога. Кинохронику военных лет, снятую и смонтированную Александром фордом, трудно подсчитать количественно. Очень часто он работал как человек-оркестр, выполняя все функции киногруппы в одиночку на единственной кинокамере группы. Поэтому в фильмографии Александра Форда учтены только крупные его работы по двум его основным кино профессиям - режиссера и сценариста.

Для ТВ Александр Форд никогда не работал.



Наиболее известен Александр Форд зрителям во всем мире как режиссер по следующим кино и ТВ проектам:

  • польский короткометражный документальный фильм "Майданек – кладбище Европы" ("Majdanek - cmentarzysko Europy", 1945), композитор фильма - Сергей Потоцкий, известный советский кино композитор, фильм считается одним из первых в мире кино свидетельств о зверствах немецких фашистов в годы 2й Мировой войны;

  • польская военная драма "Пограничная улица" ("Ulica Graniczna", 1948), фильм был запрещен в годы ПНР, как прославляющий евреев в борьбе против фашизма больше, чем коммунистов;

  • польская биографическая историческая драма "Юность Шопена" ("Mlodosc Chopina", 1952), в фильме снялись такие русские кино эмигранты как Игорь Смяловский и Чеслав Воллейко;

  • польская драма "Пятеро с улицы Барской" ("Piatka z ulicy Barskiej", 1954);

  • мелодрама «Восьмой день недели» ("Ósmy dzien tygodnia", 1958), фильм по книге Марека Хласко, показанный в 1958-м году на МКФ в Венеции, в Польше долгое время находился под запретом;

  • самый знаменитый его фильм — польская историческая приключенческая военная драма «Крестоносцы» ("Krzyzacy", 1960), почти 3-х часовой фильм по роману Генрика Сенкевича (Henryk Sienkiewicz);

  • польская военная драма "Первый день свободы" ("Pierwszy dzien wolnosci", 1964), с участием Всеволода Санаева и Михаила Пуговкина;

  • датско-шведская драма на польском языке «В круге первом» ("Den første kreds", 1973), экранизация одноименного романа Александра Солженицына, несмотря на участие в ней Эльжбеты Чижевской и Веры Чеховой, была встречена критикой негативно; осудил её и автор романа;

  • западногермано-израильская драма "Они будут свободны, доктор Корчак" ("Sie sind frei, Doktor Korczak", 1975).

Прим. КиноБлога. К работе над фильмом о Януше Корчаке, польском детском педагоге, погибшем вместе с детьми в лагере Треблинка в 1942-м году, Александр Форд впервые приступил еще в конце 1960-х годов, однако проект был закрыт под давлением антисемитских сил. Фильм в итоге удалось осуществить позднее, но уже не в Польше.

Оба фильма Александра Форда, снятые им за рубежом в эмиграции, не имели успеха у публики и критики.

Но это не отнимает у него звание кассово успешного режиссера в польский период, один фильм "Крестоносцы" чего только стоит.

После обретения независимости от коммунизма в 1989-м году многие польские продюсеры и режиссеры пытались повторить его зрительский успех. Но такие успешные польские фильмы как «Пан Тадеуш» и «Огонь и меч» собрали в кинотеатрах всего лишь по 6 и 7 миллионов.

А "Крестоносцы" в 1960-м году уже в первую неделю показа зазвали в кинозалы 5 миллионов зрителей. И быстро добрались до планки в 30 миллионов.

Про преподавательскую деятельность


В 1948-1968 годах Александр Форд был преподавателем в Лодзинской киношколе (PWSF) - читал лекции целые 11 лет, а в 1954-1956 годах - занимал должность декана факультета режиссуры этого специализированного университета.


Прим. КиноБлога. В его учениках, среди прочих, ходили такие "потом знаменитости кино" как Анджей Вайда и Роман Полански (на фото нижепоследний как раз по центру, в окружении студентов Лодзинской киношколы).



Прим. КиноБлога. Историческая справка. Лодзинская киношкола (the Łódź Film School или Państwowa Szkola Filmowa) впервые открылась 8 октября 1948 года.


Последний путь


В возрасте 71 год Александр Форд покончил с собой.

Случилось это трагическое событие 4 апреля 1980 года в гостинице курортного американского городка под названием Нейплс, штат Флорида, США.

Сему предшествовали драматические события: после того, как его супруга Элеонор подала на развод, Александр Форд написал прощальную предсмертную записку, адресованную жене и сыну, и после этого повесился в номере мотеля, где в тот день остановился.

P.S.

Спустя годы польский кино критик и режиссер Станислав Яницкий посвятил Александру Форду биографическую книгу. А также:

  • документальный фильм «Любимый и ненавидимый. Трагедия жизни и смерти создателя “Крестоносцев”» (2002).

 

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page