Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
В полную историю российского кинематографа его следует занести как самого первого "локализатора". Именно он 1-м в Российской империи стал создавать локализованные версии зарубежных кинолент через специально созданное для этого собственное юридическое лицо.
Прим. КиноБлога. Речь идет про компанию «Гомон - Сиверсен» (подробности читайте в этом посте КиноБлога далее).
Кто же он такой?
Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.
Немецкий и русский кино- оператор и режиссер, инженер, а также кино предприниматель Владимир Сиверсен (Vladimir Siversen) родился в 1873-м году в Российской империи.
Прим. КиноБлога. Более точные дата и место рождения Владимира Сиверсена на настоящее время не известны. Также существует версия, что родился он за рубежом.
Творческих псевдонимов Владимир Сиверсен не имел.
Полное имя при рождении:
Владимир Фёдорович Сиверсен.
На латинице встречается "онемеченный" вариант написания его имени и фамилии:
Wladimir Sieversen.
Про родителей и семью
По национальности Владимир Сиверсен - русско-немецких кровей.
Родители Владимира Сиверсена:
отец - Фёдор Сиверсен;
мать - ???
Других сведений про родителей, семью, детей Владимира Сиверсена на настоящий момент нет.
Предпринимаются попытки добыть дополнительные данные.
Про образование
Известно только, что по образованию Владимир Сиверсен был инженером.
Карьера в кино. Начало
Официально считается, что начал карьеру в киноиндустрии Владимир Сиверсен в 1905-м году в Москве, когда открыл свой лабораторию по изготовлению русских надписей (интертитров) для фильмов французской фирмы Гомон (Gaumont).
Он не только одним из первых занялся локализацией зарубежной кинопродукции для зрителей в Российской империи, но самый 1-й оформил свое предприятие юридически да еще и, как сказали бы сейчас, - "эспэ" или СП (совместное предприятие), реорганизовав лабораторию в акционерное общество «Гомон и Сиверсен» ("Gaumont und Sieversen").
Предприятие Владимира Сиверсена потеряло смысл, когда Gaumont открыла в Москве собственное производственное отделение, но первый не растерялся. В это время в зарождавшийся русский кинобизнес захотел войти Александр Ханжонков и Владимир Сиверсен продал свое предприятие ему, после этого стал работать у него на предприятии уже как наемный работник.
Прим. КиноБлога. Александр Ханжонков за часть своего выходного военного пособия купил акции московских компаний Gaumont и Sieversen, чтобы основать на их мощностях собственную фабрику по производству кинопленки.
С 1908-го года Владимир Сиверсен пробует себя как сценарист, режиссер и оператор.
Он снимал самые первые художественные фильмы ателье Александра Ханжонкова:
«Палочкин и Галочкин» (1908), фильм не был закончен;
«Драма в таборе подмосковных цыган» (1908).
Затем Владимир Сиверсен сосредотачивается на работе кино оператором.
И в 1909-м году снимает целую партию фильмов:
«Песнь про купца Калашникова» (1909),
«Русская свадьба XVI столетия» (1909),
«Ванька-ключник» (1909),
«Боярин Орша» (1909),
«Мёртвые души» (1909),
«Чародейка» (1909),
и другие.
Однако вскоре профессиональный уровень самоучки Владимира Сиверсена как кинооператора перестал устраивать Александра Ханжонкова.
И осенью 1910-го года на месте Владимира Сиверсена был приглашен француз Луи Форестье (Louis Forestier).
Прим. КиноБлога. Справка. Луи Петрович Форестье (Louis Forestier, 1892-1954) — французский кинооператор, с 1910 года работавший в России. После окончания колледжа работал (с 1908-го года) в фирме знаменитого кинофабриканта Леона Гомона в Париже, где освоил все технические аспекты работы с плёнкой, затем снимал хронику, в том числе полёты первых аэропланов. В 1910-м году был приглашён Александром Ханжонковым в Россию и стал ведущим оператором в его кинокомпании, сменив в этой должности Владимира Сиверсена.
Отстраненный от съемок, Владимир Сиверсен вернулся к техническим разработкам и проработал в ателье Александра Ханжонкова до начала 1-й мировой войны.
Ссылка
С началом 1-й мировой войны в Российской империи резко воспылали антигерманские настроения.
Власти прониклись этой темой и на официальном уровне предприняли всяческие меры, начиная с переименования Санкт-Петербурга в Петроград и заканчивая ссылками российских граждан, имевших немецкое происхождение или корни.
В 1914-м году, попав в первую волну ссылок, интернирован и выслан был и Владимир Сиверсен - как иммигрант из Германии. Он был интернирован и выслан в Уфимскую губернию.
Прим. КиноБлога. Владимир Сиверсен стал не единственным "киношником", сосланным в Сибирь за свое немецкое происхождение. Например, такой список можно продолжить:
Павел Тиман, Фридрих Рейнгардт и др.
К работе в кино Владимир Сиверсен смог вернуться лишь через 3 года, когда ему удалось вернуться из ссылки.
Он влился в мигрирующий коллектив кинофабрики Дмитрия Харитонова и стал ему помогать снимать фильмы уже в Одессе, в Киеве и в крымской Ялте.
Это он с ним в кадре, со знаменитым русским и европейским кинопродюсером Дмитрием Харитоновым. Часть группового снимка, сделанного еще до их эмиграции, в России:
Про эмиграцию
После 1918-го года Владимиру Сиверсену удалось из охваченной гражданской войной Российской империи вернуться в Германию, где он и продолжил работу в кино.
В Берлине он стал ведущим оператором в немецкой кинопроизводственной фирме Дмитрия Харитонова.
Карьера в кино. Саммэри
Карьера в кино у Владимира Сиверсена, - из того, что на сегодня доподлинно известно, - уложилась в период 23 года:
1905 - 1923***
Делится этот период на 2 эпохальных этапа:
русский и
зарубежный (эмиграционный).
Российская часть фильмографии Владимира Сиверсена:
оператор кино - 26 короткометражных и полнометражных фильмов;
режиссер и сценарист кино - 1 фильм.
Зарубежная часть фильмографии Владимира Сиверсена:
оператор кино - 2 фильма.
ОБЕ КИНОКАРТИНЫ ВОШЛИ В СОКРОВИЩНИЦУ МИРОВОГО КИНО ИСКУССТВА:
«Дубровский» (1921), режиссер Петр Чардынин;
«Псиша» (1923), режиссер Николай Маликов.
Совсем скоро КиноБлог дополнит этот пост рассказом о каждой из 2-х зарубежных кинокартин Владимира Сиверсена как оператора. Следите за нашими анонсами!
Про про увлечения
Помимо кино главным сопутствующим увлечением Владимира Сиверсена было... кино.
Да, снова кино.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Со слов Александра Ханжонкова Владимир Сиверсен, инженер по образованию, был страстным любителем кинематографии и изобретателем. И хотя его собственные изобретения часто оказывались неудачными, но это не смущало его.
Дополнительные детали творческой биографии Владимира Сивересена, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz.
Последний путь
Где, когда и при каких обстоятельствах умер или погиб Владимир Сиверсен в настоящее время не известно.
Его след публично теряется после 1923-го года***, на тот момент ему, Владимиру Сиверсену, шел всего 50-й год.
КиноБлогу удалось раздобыть в Германии информацию, что в 1925-м году на легендарной киностудии UFA в Берлине работал инженер по фамилии Сиверсен. В тот год он на руководящей должности участвовал в постройке декораций для одного из художественных фильмов студии, а строительство велось в южном районе Берлина (Зюденде, ныне это берлинском районе Штеглиц).
Но наш ли герой это поста это был или нет, надо еще установить.
Прим. КиноБлога. Место захоронения устанавливается.
P.S.
Ни памятников, ни мемориальных знаков в Москве и в России, увековечивающих память об одном из первых русских кинооператоров и кино предпринимателей, в настоящее время нет.
Владимир Сиверсен (Vladimir Siversen) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.
Comentarios