Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
На настоящий момент достоверно подтверждена только одна его работа для кино.
Но, кстати, этот шведско-германский немой кинофильм - один из самых первых в мире на тему не просто спорта, а про футбол (главный герой фильма - футболист).
Благодаря исследованиям КиноБлогу его фильмография пополнится со временем.
Но короткий список никак не умаляет его выдающихся достижений в графике, живописи, скульптуре, архитектуре и писательском мастерстве.
Кто же это?
Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.
Немецкий, латвийский и русский график, живописец, художник-иллюстратор, скульптор, архитектор, театральный сценограф, художник в кино, а также писатель Василий Масютин (Wassily Masjutin) родился 29 января 1884 года в г. Рига, Лифляндская губерния, Российская империя (ныне г. Рига - столица Латвийской республики).
Прим. КиноБлога. Альтетнативным местом его рождения считается Черниговщина. Поэтому в Украине его предпочитают именовать "украинским и пишут его ФИО так: Масютин Василь Миколайович.
Творческих псевдонимов не имел.
Полное имя при рождении:
Василий Николаевич Масютин.
Про родителей и семью
Кто бы под какой бы флаг не утягивал происхождение Василия Масютина, но по происхождению он русский.
Потому что из русской офицерско-православной семьи.
Родители Василий Масютина:
отец - Николай Корнилиевич Масютин, русский царский офицер, на 1884-й год находился в чине подполковника;
мать - Людмила Васильевна Масютина, дочь настоятеля Рижского кафедрального собора, протоиерея Василия Сергеевича Князева.
Супруга Василия Масютина:
Валентина Сергеевна Масютина, урождённая Ястребцова (1887 -1951), выпускница Строгановского художественного училища.
Ребенок у Масютиных был единственный:
дочь - Марина (12.05.1908 - ?), ставшая впоследствии художником промышленной графики.
Другими публично доступными и/или разрешёнными сведениями про родителей, семью и детей Василия Масютина в настоящее время КиноБлог не располагает.
Про образование
Детские годы прошли на Черниговщине, откуда родом его отец.
Поначалу Василий Масютин пошел по стопам отца - окончил Кадетский корпус и Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, в течение двух лет служил офицером в Москве.
Но в 1907-м году, в возрасте 32 года, вышел в отставку.
Отказавшись от военной карьеры, Василий Масютин и учился с 1910-го по 1912-й год в Московской академии живописи, ваяния и зодчества (МУЖВиЗ) у Сергея Васильевича Иванова, осваивал технику офорта.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. Владимир Маяковский и Давид Бурлюк были его сокурсниками.
Стал после этого гравером.
Но тут вмешалась 1-я мировая война.
С 1914-го по 1917-й год Василий Масютин был призван в солдаты в Русскую царскую армию.
Артистическая карьера. Начало
В 1919-м году Василий Масютин обратился к ксилографии и литографии.
Выполнил циклы гравюр на дереве к своим фантастическим романам «Царевна Нефрет», «Дни творений», а также к книгам Э.-Т.-А. Гофмана «Дон Жуан», А. В. Луначарского «Иван в раю».
Параллельно работал над серией станковых ксилографий «Вино, карты и женщины».
В 1920-м году в Гравюрном кабинете Румянцевского музея состоялась персональная выставка произведений Василия Масютина.
Про эмиграцию
И в том же 1920-м году Василий Масютин эмигрировал.
Сначала с семьей он уехал в Ригу, столицу уже свободной Латвии, где у его супруги остались родные и много связей.
А в 1921-м году переехал с семьёй в Берлин.
Жил в «районе русской эмиграции» — Халензее, на Борнштедтерштрассе, дом 3.
Артистическая карьера в эмиграции. Начало
В 1921–1923 годах Василий Масютин сотрудничал в немецких издательствах, создал иллюстрации к книгам А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Руслан и Людмила», «Повести Белкина», «Борис Годунов»; М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; А. С. Грибоедова «Горе от ума»; Н. В. Гоголя «Нос»; Ф. М. Достоевского «Старец Зосима»; Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность»; А. А. Блока «Двенадцать» и другим.
Опубликовал на немецком языке свои сочинения — повесть «Двое», рассказ «Опасности зеленого острова», романы «Царевна Нефрет» и «Дни творений».
В 1923-м году переиздал цикл «Семь смертных грехов». Написал ряд теоретических работ, посвященных графическому искусству, в частности «Гравюра и литография», «Опыт характеристики мастерства гравюры и критический обзор» (обе — Берлин, 1922), монографии о выдающихся мастерах графики — А. Тулуз-Лотреке, Ф. Брэнгвине, П. Дюпоне, Т. Бьюике.
В основном он иллюстрировал тексты русских авторов: Александра Александровича Блока, Федора Михайловича Достоевского, Николая Васильевича Гоголя, Николая Семёновича Лескова, Александра Сергеевича Пушкина, Алексея Михайловича Ремисова, Льва Николаевича Толстого и Ивана Сергеевича Тургенева. Иногда он проектировал декорации и театральные костюмы, в том числе для Михаила Чехова в Париже. Масютин находился под влиянием таких направлений современного искусства, как символизм, сюрреализм и экспрессионизм. Он также опубликовал свои собственные рассказы, рассказы и романы, переведенные на немецкий язык.
В 1930-х годах у него также были заказы в качестве коммерческого художника.
С 1939-го по 1943-й год выставлялся в Ассоциации берлинских художников.
В 1945-м году был заключен советской военной администрацией более чем на 1 год в спецлагерь Заксенхаузен - по обвинению в связях с украинскими националистами.
В конце 1940-х годов он выполнил надгробный памятник Михаилу Глинке в Берлин-Тегель. Также получил заказы на скульптурное оформление советского посольства в Берлине.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Фильм, о котором шла речь в прологе этого поста КиноБлога и к которому имел творческое отношение Василий Масютин - это:
шведско-германская немая спортивная мелодрама "Просто танцор" ("Bara en danserska", 1926).
Василий Масютин был приглашен на эту шведскую экранизацию романа Ги де Мопассана "Пьер и Жан" в качестве творческого и технического консультанта художественной постановки.
Один из 2-х продюсеров этой киноленты - известнейший Владимир Венгеров.
В актерской команде оказался один русский киномэмигрант - Михаил Чернов.
Известно, что иногда Василий Масютин проектировал декорации и театральные костюмы, в том числе для великого Михаила Чехова в Париже.
Возможно, тут вскоре обнаружится еще одна его связь с миром кино.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Фильмография Василия Масютина на портале информационного партнера КиноБлога - на IMDb
Прим. КиноБлога. Фильмография тут не полная.
Более подробная биография и освещение творческого пути Василия Масютина в кино и на ТВ в эксклюзивных подробностях возможны с вашей помощью. Будем благодарны за целевую материальную поддержку проекту Ru KinoStarz® любой суммой, которую мы направим на выкуп зарубежных архивных материалов. На анонимных или публичных условиях, по вашему выбору.
Дополнительные детали творческой биографии Василия Масютина, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
Василий Масютин умер в возрасте 71 год. Произошло это печальное событие 25 ноября 1955 года в г. Берлин, ГДР (ныне г. Берлин - столица объединенной Германии).
Похоронен на кладбище ___________.
Василий Масютин (Wassily Masjutin) - в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Фильмография Василия Масютина на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb