Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера. Проект RU KinoStarz®
В его творческой биографии есть "туманный" отрезок.
Даже его российские биографы не смогли пока точно разобраться, а вообще выезжал ли он на киносъемки из России за рубеж?
КиноБлог постарался разобраться в этой короткой эмиграционной прорехе. Что из этого вышло? Читайте биографический пост КиноБлога далее.
Советский, русский и германский кино и театральный актёр, сценарист, режиссёр и педагог Владимир Максимов (Vladimir Maksimov) родился 15 [27] июля 1880 года в г. Санкт-Петербург, Российская империя (прим. КиноБлога: ныне г. Санкт-Петербург - в составе России и РФ).
Владимир Максимов - творческий псевдоним.
Прим. КиноБлога. Из любопытного. Фамилия-псевдоним "Максимов" досталась ему от отца, который придумал этот псевдоним от имени своего отца (дедушки Владимира Макимова). Взял себе эту фамилию в 1903-м году, когда вышел в отставку с госслужбы и начал свой сценический путь в экспериментальной студии Московского Художественного театра.
Настоящее полное имя при рождении:
Владимир Васильевич Самусь.
В краткосрочный период дореволюционной эмиграции на латинице его имя и фамилию писали так:
Wladimir Maksimoff.
В 1925-м году получил в СССР звание:
Заслуженный артист Республики.
Про родителей и семью
Владимир Максимов родом из русской дворянской семьи, обедневшей еще до появления на свет его отца.
Родители Владимира Максимова:
отец - Василий Максимович Самусь-Максимов (25 декабря 1848 / 6 января 1849, Санкт-Петербург – 24 ноября / 7 декабря 1903, там же), русский концертный певец (баритон), вокальный педагог, чтец, драматический актер. Потомственный дворянин. Профессор 1-й степени (1903). Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1893), Св. Анны 3-й степени (1896), Св. Станислава 2-й степени (1900), Св. Анны 2-й степени (1903).
мать - Людмила Михайловна Самусь (1876-1919, Петроград).
Был ли Владимир Максимов женат когда-либо и имел ли он детей - какие-либо достоверные публичные сведения отсутствуют.
Другими публично разрешёнными сведениями про родителей, семью и детей Владимира Максимова в настоящее время КиноБлог не располагает.
Про образование
Владимир Максимов обучался в Санкт-Петербургской гимназии Я. Г. Гуревича (1889–1898), затем - на юридическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (1898/1899 учебный год).
В 1899-м году из Университета перевелся в Императорское училище правоведения, по окончании которого в 1903-м был откомандирован в личное распоряжение статс-секретаря российского императора Николая II.
Но юристом Владимир Максимов так и не стал. Хотя начинал карьеру именно им.
Во время Русско-японской войны (1904–1905) служил в канцелярии Особого комитета Дальнего Востока.
После его расформирования Владимир Максимов вышел в отставку и начал свой сценический путь под псевдонимом в экспериментальной студии МХТ, в которую был принят еще осенью 1903-го года.
Артистическая карьера. Начало
Начал свою творческую карьеру Владимир Максимов как театральный актер.
В 1904-1906 годах он служил в МХТ (Московском художественном театре). Среди сыгранных ролей — Дмитрий Шуйский в спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» и Треплев в «Чайке».
В 1905-м году участвовал в эксперименте Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда под названием
«Студия на Поварской».
В 1906-м году Владимир Максимов перешёл актерствовать в московский Малый театр (прим. КиноБлога: театр существует до сих пор и называется Государственный академический Малый театр России). Играл на сцене этого театра, в частности, Молчалина в грибоедовском «Горе от ума» и Глумова в пьесе А. Н. Островского «Бешеные деньги».
В 1909-м году Владимир Максимов гастролировал с киевской труппой Н. Н. Синельникова в Екатеринодаре. В 1910–1911 годах играл в частном театре К. Н. Незлобина.
В 1911-м году Владимир Максимов вернулся в Москву в Малый театр, где прослужил до 1918-м года.
В этот период у него и случился короткий перерыв на эмиграцию в Германию (читайте следующий раздел этого биографического поста КиноБлога).
Уже после возвращения из Одессы, в 1918-м году в Петрограде Владимир Максимов принял участие в создании Большого драматического театра (БДТ, сегодня — Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова) и стал одним из его ведущих актёров.
В спектакле «Дон Карлос» по трагедии Ф. Шиллера, которым 15 февраля 1919 года открылся ныне культовый БДТ, он играл главную мужскую роль.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Дебютировал в кинематографе Владимир Максимов в возрасте под 30 - в 1909-м году (прим. КиноБлога: фильм был снят в 1909-м, а в прокат вышел уже на следующий год - 12.02.1910г.) в:
русском короткометражном немом черно-белом фильме «В полночь на кладбище» (1910), автор сценария режиссер - Василий Гончаров
В кадре "на троих соображают": Владимир Максимов, Александра Гончарова и Иван Мозжухин.
Продюсер фильма - Александр Ханжонков. Операторы - Владимир Сиверсен и Луи Форестье.
Прим. КиноБлога. Альтернативное название фильма — «Роковое пари». Но это не меняет сути - фильм не сохранился, считается утерянным в годы Великой Отечественной войны.
1-я роль Владимира Максимова в полнометражной кинокартине – Савушка, сразу в следующем своём фильме:
драма «Каширская старина» (1911), экранизация одного из произведений Д. В. Аверкиева (фактически съемки спектакля), режиссер Владимир Кривцов.
Фильм произведен Торговым домом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт».
Именно в свои дебютные годы выработал полюбившийся зрителям образ.
Коронным для Владимира Максимова стал образ «слащавого любовника в безукоризненном фраке», который он впервые создал в:
салонной мелодраме «Труп № 1346» (1912)
В дебютные киногоды за плечами Владимира Максимова оказались следующие фильмы:
«Исповедь падшей»,
«Как смерть прекрасна»,
«Разбитая ваза»,
«Сказка жизни»,
«Страсть безрассудная»,
«Тайна липовой аллеи»,
«Анфиса» по пьесе Леонида Андреева,
«Ключи счастья» по произведению А. А. Вербицкой.
Его партнершами в кадре в эти начальные годы были Вера Барановская, М. М. Горичева, Н. И. Комаровская, О. И. Преображенская, Е. Н. Рощина-Инсарова, балерина и актриса Вера Коралли.
В 1915-м году Владимир Максимов попробовал свои силы в кинорежиссуре.
Начал он с экранизации скандальных уголовных дел («В золотой паутине Москвы» по материалам дела Прасолова, «Московский волк»). Затем экранизировал скандальный роман Арцыбашева «У последней черты». Фильм навлёк на себя единодушный гнев критики, упрекавшей Владимира Максимова в халтурности и порнографии.
В 1917-м году Владимир Максимов снял ещё 2 фильма, но после этого больше к кинорежиссуре не возвращался.
В итоге как режиссер Владимир Максимов снял за период 1915-1917 годов 6 фильмов. Но лишь один из них вызвал более или менее одобрительные отзывы критики:
«Мурочка-маникюрочка».
В связи с послереволюционными репрессиями большевиков в Москве Владимир Максимов в июне 1918-го года вместе с труппой Дмитрия Харитонова перебрался на юг, в Одессу,
Про эмиграцию
В период 1914-1915 годов Владимир Максимов находился в творческой эмиграции в Германии, где снялся в двух германских немых кинокартинах.
Вот как это было.
В 1914-м году, на волне своей актёрской театральной и кино сверхпопулярности, Владимир Максимов получил предложение от немецкой кинофирмы «Биоскоп» сняться в 3 фильмах:
«Таверна сатаны»;
«Тьма и её сокровища»,
«Уриэль Акоста», по одноименной пьесе К. Гуцкова в паре с актрисой Фр. Бертини.
Но 1-я мировая война помешала осуществлению этого проекта до конца. И Владимир Максимов успел сняться в 2-х намеченных по контракту фильмах из трёх.
Первый - "Таверна сатаны" или «Дом без двери» (в оригинале - "Das Haus ohne Tür"). Это название, вероятно, так и не законченного немецкого немого фильма, который датский режиссер Стеллан Рай (Stellan Rye) снял в 1914-м году для берлинской копании Deutsche Bioscop GmbH по мотивам рукописи Хенрика Галина (Henrik Galeen).
Во Франции фильм называется "La maison sans porte" во Франции; И есть еще название на английском - "The Satan's Tavern".
На съемки фильма в кадр были приглашены ведущие на то время театральные актеры, такие как:
Пол Бинсфельдт, Теодор Лоос и Владимир Максимов.
Фильм был снят на студии Биоскоп в Нойбабельсберге, Потсдам.
Это была последняя режиссерская работа Стеллана Рая и 1-я роль Роуз Вельдткирх (Rose Veldtkirch) в кино.
Пионер немецкого кино Гвидо Зеебер (Guido Seeber), который уже снимал до этого несколько фильмов Рая, стоял за камерой.
Эта психологическая драма, между прочим, классифицируется европейскими историками кино как предшественник экспрессионизма.
Согласно текущей ситуации, данный фильм должен считаться пропавшим без вести.
На сегодняшний день не известно ни об одно копии фильма , сохранившейся или восстановленной.
Поэтому точные продолжительность и количество актов в фильме неизвестны.
Прим. КиноБлога. Справка. «Дом без двери» не следует путать с фильмом «Дом без двери и окна», который Фридрих Фехер снял в 1921-м году по роману Теи фон Харбоу для компании Victor Film в Берлине.
2-й германский фильм, в съемках которого принял участие Владимир Максимов:
немая черно-белая драма "Тьма и её сокровища" ("Die Finsternis und ihr Eigentum", 1914), режиссер - голландец Пауль фон Воринген (Paul von Woringen), по мотивам усешного в те годы криминального детектива Антона фон Перфаля (Anton von Perfall).
И Владимир Максимов не просто снялся в этом фильме, а снялся сразу в 2-х ролях, сыграв отца и сына:
Георг Штубенсанд (Georg Stubensand);
Йоханнес Онесорг (Johannes Ohnesorg), сын Георга Штубенсанда.
Фильм "Тьма и её сокровища" был создан в кинопроизводственной компании Mutoskop в пригороде Берлина Ланквице к лету 1914 года (т.е. до начала 1-й мировой войны).
Фильм как 6-ти актная пьеса имел длину 1889 метров.
Фильм прошел цензуру 30 декабря 1914 года.
Премьеры фильма задокументированы январем 1915 года:
в театре Asta-Nielsen-Lichtspieltheater) в Дюссельдорфе,
в цирке Саррасани в Дрездене («Театр пяти тысяч») и
в Мраморном доме в Берлине.
Фильм "Тьма и её сокровища" получил великолепные отзывы в прессе. В частности, вот что было опубликовано в пражской газете Prager Tagblatt:
«Это великолепно поставленное кинематографическое действие, богатое драматическими сценами, логически развитыми конфликтами и захватывающими событиями, должно быть причислено к лучшим произведениям на живом экране».
С началом 1-й мировой войны Владимир Максимов вернулся из Германии в Россию.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Владимир Максимов был одним из самых популярных актёров немого кино.
Он обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, пластичностью, легкой эмоциональной возбудимостью и имел актёрский успех как на сцене, так и на экране.
Наибольшую известность приобрел в ролях неврастеников в «салонных» пьесах.
Был одним из популярнейших актеров «королем экрана» дореволюционного кино.
Известность как киноактеру ему принесло исполнение ролей героев-любовников в салонно-психологических драмах, ролей утонченных и разочарованных аристократов.
Он одним из первых принес в русское кино театральную культуру.
В дореволюционные годы Владимир Максимов прославился как один из самых постоянных партнеров Веры Холодной на съемочной площадке.
Когда продюсер Дмитрий Харитонов переманил Владимира Максимова к себе в кинопроизводственную компанию, последнему удалось поработать с другой звездой русского немого кино - Верой Холодной. И в итоге - более чем на десятке кинокартин:.
Вместе с Верой Холодной Владимир Максимов снялся в следующих фильмах:
«Ради счастья» (1916), режиссёр - Пётр Чардынин;
«Блуждающие огни» (1917), режиссёр - Пётр Чардынин;
«Как они лгут» (1917), режиссер Вячеслав Висковский;
"На алтарь красоты" (1917), режиссёр - Пётр Чардынин;
«У камина» (1917), режиссёр - Пётр Чардынин ;
«Забудь про камин, в нем погасли огни» (1917) режиссёр - Пётр Чардынин (вторая серия «У камина» была поставлена Петром Чардыниным в Харькове в театре «Ампир»); режиссер фильма Чеслав Сабинский,
"Молчи, грусть, молчи" (1918), режиссёры - Пётр Чардынин, Ч. Сабинский и В. Висковский;
"Женщина, которая изобрела любовь" (1918), режиссер Вячеслав Висковский,
В числе самых лучших ролей Владимира Максимова:
Федор Протасов в фильме «Живой труп» (1918, по Л. Толстому),
Александр I («Декабристы», 1927).
Годы карьеры Владимира Максимова в кино:
16 лет (1910 - 1926).
За этот период Владимир Максимов снялся более чем в:
60 фильмах.
Прим. КиноБлога. По настоянию отдельных публичных СМИ - в более чем 70-ти фильмах.
Одна из поздних работ Владимира Максимов на экране - весьма злободневна в наши дни:
фильм в жанре политический памфлет "Слесарь и канцлер" (СССР, 1924), режиссер - Владимир Гардин, роль - адвокат Франк Фрей.
Фильм по пьесе, между прочим, первого Наркома просвещения Советской России, был снят в Советской Украине, на студии ВУФКУ в Одессе.
Ниже - постер кинокартины, сохранившейся до наших дней, увы, частично.
Сюжет очень поучителен для всех ныне живущих: Правительство вымышленной страны Норландии развязало войну с соседней Галиканией и терпит одно поражение за другим. Группа заговорщиков, недовольные таким положением дел, во главе с социал-демократом Франком Фреем устраивает переворот и свергает императора Норландии. Но новый порядок рабочему классу тоже не нравится. Рабочие разоблачают политику Франка Фрея, направленную на продолжение войны, и в стране вспыхивает революция. Вождем социалистической революции становится слесарь Франц Штарк.
Официально считается, что последний раз Владимир Максимов появился на киноэкране в 1926-м году, когда сыграл российского императора Александра I в:
фильме в жанре историческая драма/мелодрама «Декабристы», режиссер - Александр Ивановский.
Вышеупомянутый фильм, снимавшийся в Ленинграде, был закончен лишь к концу 1926-го года, а в прокат вышел в феврале 1927-го.
Съемки Владимира Максимова в советском украинском фильме "Последний порт" ("Останні порти", 1934-1935) никакими официальными документами не подтверждены. В публичном пространстве встречается пара строк, что Владимир Максимов снялся в этом фильме. Но тогда в какой роли, если его в актерском составе фильма "Последний порт" на сайтах с банком данных кинофильмов не упоминают.
Если удастся подтвердить его участие в этом фильме, тогда официальная фильмография Владимир Максимова дополнится, а период участия в кино - удлиннится.
Что известно о самом фильме "Последний порт".
Этот монофонический черно-белый фильм, снятый на студии «Украинфильм» режиссером Арнольдом Кордюмом (1890–1969), он же - автор сценария, был снят по мотивам пьесы Александра Корнейчука (1905-1972) «Гибель эскадрильи», изданной в 1933-м году. Фильм сняли в 1934 году, а вышел он в прокат 19 января 1935 года.
По сюжету фильм повествует о борьбе матросов-коммунистов с белогвардейцами и немецкими оккупантами в Крыму в годы гражданской войны.
Несколько актеров фильма, снявшихся в нем, в 1930-е 1940-е годы были репрессированы.
На ТВ Владимир Максимов никогда не снимался, потому что до эпохи массового внедрения телевидения попросту не дожил.
Детальная фильмография Владимира Максимова в настоящее время устанавливается через работу с уникальными архивами.
Более подробная биография и освещение творческого пути Владимира Максимова в кино и на ТВ в эксклюзивных подробностях возможны с вашей помощью. Будем благодарны за целевую материальную поддержку проекту Ru KinoStarz® любой суммой, которую мы направим на выкуп зарубежных архивных материалов. На анонимных или публичных условиях, по вашему выбору.
В 1924-м году Владимир Максимов покинул БДТ. Недолгое время побыл актёром театра Государственного народного дома, и параллельно занялся педагогической деятельностью, начав преподавание в Ленинградском институте сценических искусств (прим. КиноБлога: в те времена этот институт назывался техникумом).
Также преподавал в ленинградской Консерватории.
В 1925-1926 годах Владимир Максимов выступал на сцене театра «Комедия» в качестве партнёра Елены Грановской.
Ещё выступал на эстраде как чтец, участвовал в цирковых представлениях Ленинградского цирка.
Дополнительные детали творческой биографии Владимира Максимова, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
Филармоническая биография Владимира Максимова завершилась в Зале капеллы в Москве: он выступил 13 февраля 1937 года в концерте развлекательного цикла «Юмор в русской музыке».
Менее чем через 3 недели Владимира Максимова не станет.
Владимир Максимов умер на 57-м году жизни.
Случилось это печальное событие 22 марта 1937 года в г. Москва, РСФСР, СССР.
Сначала был похоронен на Никольском кладбище.
В 1956-м году его прах был перенесён на Литераторские мостки Волковского кладбища в г. Ленинград.
На этом же кладбище был похоронен и его отец.
Владимир Максимов (Vladimir Maksimov) - в реестре RU КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения
Фильмография Владимира Максимова на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb.