top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Везде летучий | Никита Балиев, кинобиография

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®

Первым слово "летучий" прославила не известная в недавнем прошлом российская телеведущая скандального телешоу, а он.

И прославил на весь мир.

Театры с названием "Летучая мышь" создавались им в Москве, потом в Париже... И, наконец, за океаном - в Нью-Йорке на Бродвее.

А из его театрально-гастрольных трупп вышло немало ставших потом известными кино актёров и кино актрис.

Прим. КиноБлога. А организовывал гастроли своих трупп с аналогичным названием он и на других сценических площадках Европы и Америки, не только в названных выше городах.


Кто же он такой? Читайте этот пост КиноБлога о нём далее.

 

Американский, французский и русский театральный импресарио, конферансье, а также театральный и кино актёр Никита Балиев (Nikita Balieff) родился в сентябре 1876 года в г. Ростов-на-Дону, Российская империя (устойчивое название как Ростов-на-Дону получил лишь в начале 20-го века, до этого часто назывался Ростов, и ныне Ростов-на-Дону - административный центр Ростовской области в составе РФ).

Прим. КиноБлога. Более точная дата его рождения не известна. И существует альтернативная версия места его рождения - г. Эрзурум, Османская империя. Изначально этот город был армянским и назывался Карин. Сейчас - административный центр одноименного ила в составе Турецкой Республики.

Полное имя при рождении:

  • Мкртич Асвадурович Балян (как вариант Мкртыч Асвадурович Бальян).

"Обрусил" свое полное имя до Никита Фёдорович Балиев и принял православную веру.

Творческих псевдонимов не имел.


В эмиграции облагородил фамилию на европейский манер - Балиефф.

Никита Балиев - кавалер французского ордена Почётного легиона, стал им в 1928-м году.

Про родителей и семью

Никита Балиев из армянской семьи.

Родной брат Никиты Балиева:

  • Григорий Балиев (Григорий Балян), ? - 30.10.1929, Париж, Франция; в эмиграции с 1920-го года, жил в Париже. На протяжении многих лет работал в администрации театра «Летучая мышь», созданного братом. Похоронен на кладбище Банье.

В браке Никита Балиев был дважды:

  • Зоя Карабанова (пост КиноБлога о Зое Карабановой читайте ЗДЕСЬ);

  • Елена Комиссаржевская (в девичестве Акопян, 1895, Российская империя - 15.03.1981, Нью-Йорк, США), русская, британская и американская актриса, период брака: 1922 - 04.09.1936, брак оборвался смертью супруга.

Наследников, увы, не оставил.

Про образование

В 1896-м году Никита Балиев окончил Московскую коммерческую академию.

Но его страстью по жизни и призванием стал театр.

Хотя, коммерческое образование ему затем пригодилось по жизни в управленческих театральных делах.

Артистическая карьера и карьера импресарио. Начало

Сначала Никита Балиев стал пайщиком ставшего впоследствии знаменитого Московского художественного театра (МХТ) и секретарём Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

И прорвался на сцену МХТ актёром.

В театральных постановках Никита Балиев создал несколько запоминающихся ролей, в том числе Гость Человека в спектакле «Жизнь Человека» Леонида Андреева.

Но самым ярким стал образ Хлеба в пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица», которую Константин Станиславский поставил на сцене МХТ 13 октября 1908 года.

С пародии на этот легендарный спектакль и началась жизнь театрального кабаре «Летучая мышь».

На премьеру 18 октября 1908 года в небольшой артистический подвал в Дом Перцова на Пречистенской набережной в Москве пригласили 60 гостей, вдобавок напечатав рекламное объявление в газете «Русское слово»:

«Интимный „кабачок“ друзей художественного театра открывается в воскресенье».

Прим. КиноБлога. Надо отдать должное, что все ранние театральные начинания Никита Балиев осуществлял на средства своего друга и земляка Николая Лазаревича Тарасова (1882 - 10.1910, Москва). Этот меценат, нефтепромышленник-миллионер, московский щёголь и ловелас, был выходцем из армянской купеческой семьи Торос, происходившей из Армавира, имел доходы от капиталов во многих акционерных обществах, а состояние получил в наследство от отца. Вообще, он прославился как меценат. В 1906-м году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу-Данченко, когда труппа МХТ попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис. В 1908-м году он вместе со своим другом Никитой Балиевым, с которым он делил квартиру по адресу Большая Дмитровка, д. 9, основал театр-кабаре «Летучая мышь».


Вот как это было в подробностях.

За 7 месяцев до премьеры, 29 февраля 1908 года Никита Балиев и Николай Тарасов спустились в слабо освещённый подвал дома дома Перцова.

Николай Тарасов арендовал подвал, актёры МХТ В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова (её дочь - русская и немецкая актриса кино Ольга Чехова), И. М. Москвин, Г. С. Бурджалов и Алиса Коонен подписали соглашение на открытие актёрского клуба и заверили бумагу в городском присутствии.

Увы, из-за очередного любовного скандала 28-летний Николай Тарасов застрелился в октябре 1910-го года.

В день смерти Николая Тарасова в МХТ отменили спектакль.

Прим. КиноБлога. Справка. Николая Тарасова похоронили на Армянском кладбище в Москве. Надгробный памятник, воспроизводящий сцену его самоубийства, создал скульптор Николай Андреев. Надгробие Тарасова считается лучшим из всех кладбищенских мемориалов, созданных Андреевым, и сейчас охраняется государством как памятник истории и культуры.


Дальше Никите Балиеву пришлось двигаться со своим проектом "Летучая мышь" без своего друга и мецената.

В 1915-м году кабаре-театр «Летучая мышь» переехал в подвал доходного дома № 10 в Большом Гнездниковском переулке, в т.н. Дом Нирнзее (читайте об этом доме и подвале, где располагалась "Летучая мышь", в посте КиноБлога о Владимире Венгерове ЗДЕСЬ).


Воплотив свою мечту о собственном театре, Никита Балиев открыл интимный клуб для актёров МХАТа.

Который очень скоро вырос в знаменитый московский камерный театр с постоянной труппой.

А после эвакуации из революционной России станет ярким ревю в Париже и, затем, на Бродвее в Нью-Йорке.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Экранная карьера для Никиты Балиева и в России и в Европе была вторична.

А вот когда он попал в Америку, новое медийное пространство его привлекло.

Но в возрасте под 50 трудно было начинать актерскую карьеру, а продюсирование требовало гораздо больших денежных ресурсов чем он в то время располагал.

Да, как уже отметил КиноБлог выше, дебютировал на экране Никита Балиев уже в эмиграции в Америке.

Но по сути, его дебют в 1923-м году - это не специально сочиненная история для кино, а снятый на кинопленку спектакль его нью-йоркского ревю "Летучая мышь" ("La chauve souris").

Короткометражный фильм Ли де Фореста, в котором "звездила" Тамара Гева, назывался:

  • «De Forest to Film Chauve Souris Story» (1923).

Прим. КиноБлога. Справка. Ли де Форестом на пленку было запечатлено одно из самых популярных представлений театра Никиты Балиева - «Парад деревянных солдат», в котором использовалась мелодия Леона Джесселя «Die Parade der Zinnsoldaten» («Парад оловянных солдат»). Постановка воспроизводила легенду о русском императоре Павле I, согласно которой царь, покидая плац, забыл отдать марширующим солдатам приказ «остановиться». Без этого приказа солдаты дошли до Сибири, прежде чем о них вспомнили и приказали вернуться. Балиевская водевильная версия были снята с использованием процесса киноозвучивания DeForest Phonofilm. Премьера состоялась 15 апреля 1923 года в театре Rivoli в Нью-Йорке вместе с 18 другими короткометражными фильмами, снятыми Ли де Форестом.


Сегодня этот короткометражный фильм с участием Никиты Балиева находится в коллекции Мориса Зуари в Библиотеке Конгресса США.


Спустя 12 лет, в 1935-м году, Никита Балиев снялся в своем единственном полном метре:

  • американской трагикомедии на тему большевизма "Однажды вечером при луне" ("Once in a Blue Moon"). В этом фильме ему досталась роль генерала Онегина.


Также в фильме снялась еще двое актеров с русскими корнями: Михаил Далматов и Катрин Сергава. Остальных русских в фильме играли кто угодно, только не русские.


Последние годы жизни, вернувшись из Европу в 1934-м году, Никита Балиев провел в США, выступал как конферансье в больших ревю, пытался и дальше сниматься в Голливуде, но жизнь внезапно оборвалась...


Дополнительные детали творческой биографии Никиты Балиева, в отношении кино - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.



Последний путь

Весной 1936-го года Никита Балиев работал в маленьком, созданном им кабаре в подвале нью-йоркского отеля «Сен-Мориц». В мае 1936-го года кабаре закрылось.

Никита Балиев стал хлопотать о гастролях, ездил к различным американским импресарио, но в такси с ним случился внезапный инсульт.

Умер Никита Балиев спустя несколько месяцев, в возрасте 60-ти лет. Случилось это печальное событие 4 сентября 1936 года в в больнице Парк Уэст на Западной 76-й улице на Манхэттене, г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США.

Причиной смерти стала болезнь почек.

Прим. КиноБлога. Существует другая дата его смерти, отличающаяся от 1-й на 1 день, - 3 сентября 1936 года.

Его проводы и отпевание состоялись в Русской православной церкви Христа Спасителя на Мэдисон-авеню на Манхэттене. Прощальное мероприятие под руководством представителей русской православной и армянской церквей собрало очень большое количество неравнодушных особ, около одной тысячи человек.

Среди собравшихся было много местных и мировых знаменитостей.

Например: Моррис Гест, Сол Юрок, Михаил Фокин и др., и в том числе представители русского дворянства.

И пел хор Русской оперной труппы (the Russian Opera Company) под дирижированием Сэма Савицкого.

Похоронен Никита Балиев на кладбище Маунт-Оливет, Маспет, Квинс, Нью-Йорк.

P.S.

Известный в Нью-Йорке художник-карикатурист Алекс Гард, эмигрант родом из Казани, был приглашен Никитой Балиевым для росписи театрального занавеса в своем нью-йоркском кабаре.

После этой встречи и родился шарж импресарио.

Этот шарж Никиты Балиева руки Алекса Гарда (Алексея Кремкова) для знаменитого ресторана Сарди, где в течение бродвейского сезона часто выступали известные исполнители и где до сих пор висят карикатуры многих известных сценических актеров, с 1979-го года размещен в Театральном отделе Билли Роуза в Нью-Йоркской публичной библиотеке исполнительских искусств (the New York Public Library for the Performing Arts) в составе 227 шаржей из коллекции Сарди.

Прим. КиноБлога. Справка. Известный и сегодня актерский ресторан «Сарди» (Sardi's) был открыт на Манхеттэне в Нью-Йорке 5 марта 1927 года эмигрантами из Италии – Мельхиоро Пио Винченцо Сарди и его женой Эугенией. Чтобы привлечь посетителей, они пригласили художника-карикатуриста, эмигранта из России Алексея Кремкова, жившего по соседству. Алексей стал Алексом Гардом и по контракту с владельцем рисовал шаржи за ежедневный бесплатный обед. Такую плату он получал до самой смерти в 1948-м году, оставив после себя 700 шаржей.


 

Фильмография Никиты Балиева на портале инфопартнера КиноБлога - на IMDb

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page