Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Много ли вам известно личностей, родившихся на территории России, в эмиграции получивших высшие награды за свои заслуги?
Правильно, не много.
Этот герой поста КиноБлога - один из всего лишь четырех таких в Западной Германии.
Прим. КиноБлога. На фото внизу - герой этого поста в перерыве между съемками фильма, 1941-й год.
Немецкий кино и ТВ оператор русского происхождения Игорь Оберберг (Igor Oberberg) родился 20 февраля 1907 года в г. Екатеринбург, Российская империя (ныне г. Екатеринбург - административный центр Свердловской области в составе РФ).
Творческих псевдонимов не имел.
Про родителей и семью
По национальности Игорь Оберберг - из семьи обрусевших поволжских немцев.
Родители Игоря Оберберга:
отец - ???;
мать - ???
Сводная сестра Игоря Оберберга:
Ирена Оберберг (Irena Oberberg, в девичестве Ира Бугаенко, 23.05.1918, Москва, Советская Россия - ?), дочь режиссера и актрисы, известный немецкий кино монтажер русского происхождения.
Другими публичными доступными сведениями про родителей, семью и личную жизнь Игоря Оберберга на настоящий момент КиноБлог не располагает.
Про эмиграцию
Игорь Оберберг эмигрировал из Российской империи в Германию в 1919-м году вместе с родителями.
В год эмиграции ему 12 лет.
Про образование
Свое специализированное образование Игорь Оберберг получил в Берлине - в период 1926-1927-го годов он проучился и закончил фотографическую подготовку при Lette-Verein.
Хотя это и была школа для девушек, в 1910-м году здесь был организован курс фотографии для юношей, но под руководством женщины - Каролы Лоде (Carola Lohde).
Прим. КиноБлога. Справка. Lette-Verein - немецкая образовательная организация прикладного искусства. Основана в 1866-м году в Берлине, по замыслу доктора Вильгельма Адольфа Летта. Изначально и долгие годы была технической школой исключительно для девочек. Школа существует до сих пор, имеет уже несколько задний в Берлине (оригинальное тоже осталось за ней) и сегодня Lette-Verein - это центр профессионального обучения в области экономики, здравоохранения, дизайна и технологий. Функционирует как частная.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Начал свою экранную карьеру Игорь Оберберг 20-ти летним - в 1927-м году он начал с работы помощником звукорежиссера на кинофильме.
Через 5 лет Игорь Оберберг смог переключиться на работу в департамент кинопроизводства, чему учился на фотографических курсах:
он стал ассистентом кинооператора на кинокартине другого русского кино эмигранта режиссера Анатоля Литвака - музыкальной комедии "Песня ночи" (Das Lied einer Nacht", 1927), которую сделали в 2-х версиях, на немецком и французском языках.
Другие русские киноэмигранты в этом фильме:
Один из 2-х продюсеров фильма - знаменитый в будущем немецко-французский продюсер русского происхождения Григорий Рабинович.
Один из 2-х композиторов фильма - знаменитый в будущем Миша Сполянский.
Фильм получил номинацию на Венецианском кинофестивале в 1932-м году в категории "предпочтения зрителей".
В качестве помощника оператора Игорь Оберберг успел, как говорится, постажироваться на многочисленных кинопостановках, их получилось порядка 20-ти (см. далее).
В 1939-м году Игорю Обербергу впервые в его творческой карьере доверили позицию главного оператора на постановочной кинокартине.
И немецкие продюсеры студии UFA не ошиблись - Игорь Оберберг, присоединившись к двум немцам, художникам-постановщикам, они фактически "изобрели" Африку на местности в полях и лесах Южной Саксонии.
Так получились и были сняты для германской приключенческой мелодрамы "Конго-экспресс" ("Kongo-Express", 1939) африканские локации на германских локациях.
Транспортной артерией для курсирования «Конго Экспресса» в фильме служил короткий участок железной дороги Целле-Ганновер. На участке в 200 м слева и справа от рельсов были задрапированы тропические растения, придающие окружающей среде «африканский» оттенок. Исторический паровоз снова и снова проезжал по этому короткому отрезку дороги, чтобы имитировать поездку на поезде, и эти сцены являлись важным аспектом сюжета.
Прим. КиноБлога. Несмотря на то, что кинокритики того времени и охарактеризовали "Конго-Экспресс" как «Шаблонный фильм о любви и приключениях с экзотическим фоном, дикой драмой и сентиментальностью», у зрителей он получил большой успех, хотя уже и началась 2-я мировая война (премьера фильма в Германии состоялась 15 декабря 1939 года).
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
В 1972-м году Игорь Оберберг получил одну из 2-х существовавших в те годы высших наград западногерманского кино - Золотую кинопленку (Filmband in Gold) - в категории
"за многие годы выдающейся работы в немецком кино".
Как выглядит эта награда - на фото вверху.
Имущество Игоря Оберберга в наши дни является составной частью Киномузея в немецком городе Потсдам (Filmmuseum Potsdam). Здесь хранятся: принадлежавшее ему техническое оборудование, сохранившиеся кадры с производства, несколько письменных записей, а также его вышеупомянутая кино награда.
Кинематографическая и ТВ карьера у Игоря Оберберга уложилась в период 47 лет:
1927 - 1974.
Фильмография Игоря Оберберга за эти годы:
оператор в большом кино - 45 фильмов;
оператор в короткометражном кино - 1 фильм;
оператор на ТВ - в 1 телефильме;
оператор в документальном кино - ? (нет точной статистики);
ассистент оператора в большом кино - 16 фильмов;
ассистент звукооператора - ? (первые 5 лет карьеры в кино).
Став у руля кинокамеры в 1939-м году, Игорь Оберберг так и оставался главным оператором до конца своей кинокарьеры.
Участвовал оператором-постановщиком в основном в развлекательных фильмах. В период Третьего Рейха в Германии снимал также и пропагандистские немецкие фильмы. Например:
"Подводные лодки - на запад!" и
"ГПУ".
После окончания 2-й мировой войны остался в западной части разделенного Берлина и продолжил карьеру в западногерманском кино.
Помимо некоторых амбициозных постановок Хельмута Койтнера, он также снимал полнометражные кинокартины для семейного просмотра.
Для ТВ ограничился несколькими операторскими работами на научно-популярных фильмах и ряде короткометражных документальных фильмов.
Последний раз для экрана Игорь Оберберг поработал для:
западно-германской семейной приключенческой киноленты "Весна на Имменхоф" ("Frühling auf Immenhof", 1974).
Прим. КиноБлога. Из любопытного. В роли бабушки в этом фильме снялся и другой известный русский кино эмигрант - Ольга Чехова, и для нее тоже эта работа стала последней в кино.
Последние 22 года своей жизни Игорь Оберберг провел на пенсии.
Дополнительные детали творческой биографии Игоря Оберберга, в отношении кино и ТВ - особо, последуют от КиноБлога позже. Следите за нашими анонсами, а также за обновлениями - в реестре RU KinoStarz®.
Последний путь
Умер Игорь Оберберг в возрасте 89 лет.
Случилось это печальное событие 22 декабря 1996 года в г. Берлин, ФРГ, (прим. КиноБлога: успел застать когда Берлин разделили, а затем он снова объединился и стал столицей объединенной ФРГ). Он не дожил всего пару недель до своего 90-летнего юбилея.
Прим. КиноБлога. Место захоронения публично не известно.
P.S.
Книга как вердикт
В 2008-м году крупнейшее в мире издание научно-популярной литературы MacMillan/Palgrave выпустило книгу
2-х немецких исследователей кино:
"Германские послевоенные фильмы: жизнь и любовь в руинах" ("German Postwar Films: Life and Love in the Ruins").
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Авторы этой книги (Вилмс и Раш [W. Wilms, W. Rasch]), анализируя, как преподан послевоенный Гамбург в кинокартине "В те дни" ("In jenen Tagen", 1947), снятой Игорем Обербергом, дали очень краткое, но всеопределяющее описание его операторской работы: "Камера Игоря Оберберга превосходна" ("Igor Oberberg’s camera is superb").
Что ещё можно добавить?...
Игорь Оберберг (Igor Oberberg) - в реестре КиноСтарз® мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.