Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Как правило, в кино приходят или сразу или, когда потом, - из смежных профессий творческого характера.
А вот он по молодости мечтал быть автомобилистом. А в итоге стал кино продюсером и коллекционером.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Поэт и по совместительству родной брат Николай Оцуп, посвятил ему свое стихотворение «Автомобиль».
Вот так звучит отрывок из этого стиха, только почему колеса автомобиля розовые у автора? :) : «Яростный рев сомкнутых уст, / Гневная дрожь, рванул, понес, / И на песке примятом хруст / Мягких и розовых колес».
Испанский, германский и австрийский кино продюсер русского происхождения Сергей Оцуп (Sergio Otzoup) родился 8 (20) марта 1886 года в г. Царское Село, Российская империя (ныне Царское Село - это музей-заповедник в г. Пушкин; в свою очередь, г. Пушкин сегодня - это административный центр Пушкинского района Санкт-Петербурга, РФ).
Прим. КиноБлога. Как и многие другие неординарные личности, Сергей Оцуп был склонен мистифицировать свою биографию. Даже дата его рождения имеет разночтения. По сведениям его дочери (см. далее) он родился в 1886-м году. В студенческом же деле на него, хранящемся в Ст-Петербургском историческом архиве, датой его рождения указан 1889-й год.
Творческих псевдонимов Сергей Оцуп не имел.
Но варьировал свое имя в зависимости от страны проживания и "притягиваемой" легенды о своем собственном происхождении, поэтому его имя встречается как Серж (Serge Otzoup) и как Серхио (Sergio Otzoup).
Полное имя при рождении:
Сергей Авдеевич Оцуп.
В предместье Мадрида установлен памятник основателю музея икон Серхио Оцупу.
А причем здесь коллекционирование икон и кино, спросите вы.
А вот причём.
Хотя в Испании и во всем мире за пределами России Сергей Оцуп известен как коллекционер православных икон, КиноБлог в этом посте откроет Сергей Оцупа как кинопродюсера и кино предпринимателя, имевшего отношение к созданию киноиндустрии в Германии и особенно Австрии.
В России Сергей Оцуп известен мало, одной из причин "забыть" являются его родственные и деловые связи с национал-социалистами в Германии и позже деловые связи с режимом Франко в Испании.
Впрочем, обо всём по порядку.
Про родителей и семью
Родился Сергей Оцуп в многодетной семье:
Отец - Авдей Мордухович Оцуп
Мать - Рахиль Соломоновна Оцуп, в девичестве Зандлер.
Вместе с Сергем Оцупом росли его пятеро братьев и две сестры, но он был 1-м ребенком у своих родителей, кто родился именно в Царском Селе.
Родные братья:
Александр (1882-1948), псевдоним - Сергей Горный, стал известным писателем-юмористом и поэтом;
Михаил (1887*- 1959),
Павел (1891-1920 ),
Николай (1894–1958),
Георгий (1897 - 1963), псевдоним - Г. Раевский
Один из его двоюродных братьев по линии отца - знаменитый советский фотограф, мастер исторической фотографии Пётр Адольфович Оцуп (9 [21].07.1883, Санкт-Петербург - 23.01.1963, Москва), работал в жанре фоторепортажа, фотографировал многие исторические события, в т.ч. русско-японскую войну, революцию 1905 года, Октябрьский переворот 1917 года, 1-ю мировую войну, гражданскую войну в России. Всего им было сделано около 40 тыс. фотографий.
Супруги Сергея Оцупа:
1-я - Евгениия Оцуп (в девичестве Уфлянд), период брака: ? -?, развод;
2-я - Александра Зорина (Alexandra Sorina), американская и немецкая актриса русского происхождения, период брака: 1932 - ?.
Дети Сергея Оцупа:
сын в 1-м браке - Пётр (Педро) Оцуп (Pedro Otzup) (1918, Петроград - 2002), имя при рождении - Истя Оцуп, знаменитый испанский архитектор;
дочь во 2-м браке - Татьяна Гуляева (1935 - )
Прим. КиноБлога. Во время войны с помощью Альберта Геринга и брата Александры Зориной удалось организовать побег в Швейцарию сына Сергея Оцупа от первого брака Педро. Вскоре он воссоединился с отцом, впоследствии стал знаменитым архитектором, умер в 2002-м году. И по сей день в интернете можно встретить множество объявлений о продаже фешенебельных вилл, построенных испанским архитектором Pedro Otzoup.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. В 1961-м году после 22-х лет разлуки, он встретился в Мадриде с нашедшей его дочерью Татьяной, которая отмечала» что «… в последующие 13 лет, вплоть до смерти отца (он ушёл в мир иной в возрасте 88 лет), мы стали не только отцом и дочкой, но и добрыми друзьями, писали друг другу еженедельно письма и радовались неоднократным встречам. Мне было только больно от того, что мои родители так и не встретились вновь. Сегодня Мадрид является моим любимым городом, там живет дух отца и воспоминания о нем».
Другие личные данные про себя, семью и детей Сергей Оцуп предпочитал публично не раскрывать.
Про образование
24 августа 1900 года Сергей Оцуп поступил учиться в 1-й класс Императорской Николаевской Царскосельской гимназии.
Учился Сергей Оцуп так же блестяще, как и его братья.
3 августа 1908 года, после окончания вышеупомянутой гимназии, Сергей Оцуп подал документы на физико-математическое отделение Ст.-Петербургского университета, где проучился, с перерывами (прим. КиноБлога: т.к. в 1912 году он был отчислен), до октября 1914-го года.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. В связи с отчислением Сергей Оцуп написал вот такую подробную объяснительную на имя Ректора университета: "В следствие продолжительной и тяжелой болезни (травматический невроз, как следствие переломов руки и плечевой кости) из колеи университетской жизни в течении двух последни лет, я лишен был возможности не только работать, но даже и приходить в университет. Следствием этого явилось несвоевременные записи на лекции в течение двух последних реестров и невнесение платы за те же семестры, следствием чего и последовало Постановление об исключении моем из Университета".
Свой петербургский адрес на этот период Сергей Оцуп указывает как ул. Серпуховская, д.7. А на момент ухода из университета его адрес был такой: СПб, Новый пер., д.5, кв.23.6
В 1914-м году Сергей Оцуп принимает решение обратиться в православную веру. В связи с этим он подает прошение на имя Ректора с просьбой выслать его метрическое свидетельство отцу Константину Ивановичу Знаменскому, который После получения благословения санкт-петербургского Митрополита Знаменский и крестил Сергея Оцупа - 25 сентября 1914 года в церкви Св. Апостола Павла при Петроградской Мариинской больнице. Свидетелями стали притч церкви и жена врача Людмила Александровна Шрейберг.
Именно тогда, в возрасте 20-ти лет Сергей Оцуп приобрёл свою 1-ю православную икону, которые он будет собирать затем всю свою оставшуюся жизнь.
В 1915-м году Сергей Оцуп был призван на военную службу и попал в роту Военной Автомобильной школы на нравах вольноопределяющегося, а спустя полгода в той же роте он состоял уже в штате. Благодаря этой службе Сергея Оцупа его младшие братья были освобождены от платы за учебу и смогли продолжить образование.
Прим. КиноБлога. По жизни Сергей Оцуп так и продолжит оказывать матподдержку своим братьям. Это в их семье останется правилом жизни.
Первый интерес к творчеству
Именно во время учебы в университете, чтобы вносить плату за лекции, Сергей Оцуп стал сотрудничать с периодическими изданиями, собирая информацию для газет и телеграфного агентства.
Уволившись 9 октября 1914 года из университета, т.е. уже после начала 1-й мировой войны (возможно, из-за финансовых проблем, ведь в это время на его иждивении находились младшие братья Николай и Георгий), Сергей Оцуп продолжил журналистскую деятельность.
Прим. КиноБлога. Предположение. В 1910-е годы, как член журналисткой братии, Сергей Оцуп, вероятно, был частым посетителем знаменитого в те годы питерского ресторана «Вена», которое считалось местом встреч столичной богемы и журналистов, здесь бывали Александр Блок, Игорь Северянин, а Аркадий Аверченко чуть ли не ежедневно, здесь устраивал кутежи и скандалы писатель Александр Куприн.
К 10-летию ресторана «Вена», отмечавшемуся в 1913-м году, был выпущен специальный альбом, который содержал автографы и рисунки знаменитых посетителей ресторана.
В этом альбоме можно было найти и Сергея Оцупа.
Значит, предположение которое выше имело основания.
Прим. КиноБлога. Справка. В книге A.M. Конечного «Петербургские трактиры и рестораны» (СПб., Азбука-Классика, 2006) приводится страница из вышеупомянутого альбома, снабженная автошаржем или шаржем Сергея Оцупа, сочиняющего экспромты за столиком ресторана, а рядом - образец его стихотворного творчества.
Про эмиграцию
Сергей Оцуп первым из своих оставшихся в живых братьев покинул Россию - в 1920-м году, вскоре после расстрела большевиками его младшего брата Павла.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Собственный рассказ Сергея Оцупа об обстоятельствах побега из России, приведенный в мемуарах его дочери, опубликованных в 2006-м году, звучит, скорее, как красивая легенда: «Мой отец, благодаря военной службе, командовал железнодорожным автомобилем (прим.: дрезиной), на ней он проследовал в Финляндию и был остановлен только у самой границы. Вместе с отцом на дрезине находились его жена с 2-х летним сыном Петей, няня Пети Лиза, братья Александр с женой, Николай, Георгий и последняя любовница отца».
Возможно, Сергей Оцуп с семьей, действительно, покинул Россию на дрезине через Финляндию. Но исторические факты говорят о том, что пути в эмиграцию его братьев Александра и Николая были иными.
Так или иначе, но эмигрировал из России в Европу Сергей Оцуп вместе с 1-й супругой и маленьким сыном. И осел сначала в Германии, поселившись в Берлине.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
В Германии Сергей Оцуп стал именоваться Sergio Otzoup (Серхио Оцуп). И вдруг все стали считать, что его предками были испанцы.
Работая в Берлине в начале 1920-х годов сначала под именем Серж Оцуп, он начал, - как сказали бы сейчас, - с управления в бизнесе.
Прим. КиноБлога. Справка. Например, согласно «Справочнику директоров и наблюдательных советов» ("Adressbuch der Direktoren und Aufsichtsräte") от 1924-го года, Сергей Оцуп входил в руководство акционерного общества Gesfirus A.G., созданного для международной торговли с Россией, а также был членом наблюдательного совета банка Rhön-Bank A.G. в г. Мельрихштадт.
Образовавшееся у Сергея Оцупа материальное благополучие дало ему возможность возобновить материальную поддержку других своих братьев, также покинувших Россию. Именно к Сергею Оцупу в Берлин они приезжали, начиная свой путь в эмиграции.
Но отношения Сергея Оцупа с женщинами тоже влияли на его карьеру, а с той, о которой пойдет в посте речь далее - особенно, скорее всего, именно она разбудила у Сергея Оцупа интерес к кинобизнесу.
Сергей Оцуп познакомился с восходящей звездой немецкого немого кино Александрой Цвикевич, снимавшейся в фильмах под псевдонимом Александра Зорина, в 1922-м году. Вскоре он разошелся со своей 1-й супругой и терпеливо продолжил свои ухаживания за Александрой Зориной.
Ухаживания продолжались в течение почти 11-ти лет, с 1922-го по 1932-й. В этот период, а точнее, в 1929-м году Сергей Оцуп вступил в контакт с немецким и австрийским кинопроизводством, начав с работы менеджером по производству и со-продюсером, в частной берлинской кинокомпании "Лотар Старк Филм" (Lothar-Stark-Film). Набравшись опыта и набрав связей, он создал в Берлине собственную производственную компанию «Серж Отзуп Фильм» (Serge-Otzoup-Film) и вошел акционером в знаменитую «Итала-Фильм» (Itala-Film) через венское представительство второй.
Параллельно Сергей Оцуп стал проявлять активность в кинопрокате.
До того как у Сергея Оцупа и Александры Зориной Татьяна спустя 3 года после их официального брака родится дочь Татьяна, Сергей Оцуп успеет поучаствовать в продюсировании в Германии и Австрии 5-ти фильмов, став за довольно короткий период (1929 - 1935) вполне успешным немецко-австрийским кинопродюсером и кинопредпринимателем.
Но в 1935-м году Сергей Оцуп переключится с кино производства на кино политику (см. далее), на всю жизнь запятнает себя сотрудничеством с фашистскими режимами в Германии и Испании. Такое сотрудничество повлияет на его личную и семейную жизнь радикальным образом - в 1932-м году он покинет Германию ради Испании, и потеряет связь с женой и своими 2-мя детьми, которые останутся в Берлине.
Прим. КиноБлога. Жена Сергея Оцупа Александра Зорина после окончания 2-й мировой войны не смогла найти своего мужа и в 1949-м году вместе с их совместной дочерью Татьяной переехала в США. А Сергей Оцуп продолжил жить в Испании, в Мадриде.
Сын Сергея Оцупа от первого барка, Педро Оцуп, позже переберется из США в Испанию и сделает здесь свою карьеру в качестве архитектора (особо станет известен на Балеарских островах). Но это уже совсем другая история.
Сотрудничество с национал-социалистами Германии и Испании
Проникнувшись идеями германского национал-социализма ради своего карьерного роста, Сергей Оцуп полностью поставил себя на службу национал-социалистической кинополитики в Германии, Италии и потом Испании.
Примерно год, с середины 1935 года по начало 1936-го, Сергей Оцуп работал в компании «Комбинация Оцуп" ("Kombination Otzoup"), основанной им и его коллегой Фридрихом Вильгельмом Гайком (Friedrich Wilhelm Gaik).
Эта компания должна совершенствовать и расширять контроль над австрийской киноиндустрией.
В частности, эта компания заботилась о соблюдении немецких правил о кино квотах, изложенных в немецко-австрийском соглашении для фильмов, экспортируемых из Австрии в Германию. Причём, т.н. арийские сертификаты требовались для всех участников киногрупп, создававших эти фильмы, включая даже статистов и технический персонал.
В это же самое время попытки Сергея Оцупа поставить свои собственные кинопроекты закончились провалом. Например, в конце 1937-го года сообщалось, что в Италии Сергей Отзуп пытается снять в Италии австро-итало-германский фильм с участием Лилиан Харви (Lilian Harvey) «Да здравствует любовь». (“Es lebe die Liebe”) Этот проект не был реализован: из-за аншлюса Австрии в 1938-м году.
В это же самое время коллаборционист Сергей Озуп также установил контакты с национал-социалистическими силами в Испании, где участвовал в создании немецко-испанского совместного производства, Hispano-Film-Produktion. По замыслу это предприятие должно было действовать в смысле идеологической поддержки генерала Франко со стороны гитлеровской Германии.
После победы фашизма в Испании в 1939-м году Сергей Отзуп покинул Германию и переехал в Мадрид, благодаря помощи одного из приближенных к Гитлеру людей.
Тут надо немного предыстории сообщить.
У его дочери, Татьяны Оцуп-Зориной, было целых 2 крестных отца:
Густав Фрелих, звезда немецкого кино;
Альберт Геринг, сводный брат рейсмаршала Германа Геринга. Считается, что в отличие от ближайшего сподвижника фюрера, Альберт Геринг был противником фашизма, он помог покинуть Германию многим евреям, оказывал помощь участникам чешского сопротивления.
Будучи близким другом семьи Оцупов, Альберт Геринг и помог Сергею Оцупу обзавестись подложными документами, скрывавшими его еврейское происхождение и давшими ему право на выезд из Германии.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. По сведениям Рудольфа Оцупа (2004), перед началом 2-й мировой войны «Сергея, как имеющего еврейские корни, пытались предать его друзья с целью выслужиться перед немцами. Ему пришлось срочно завершись свои дела в Берлине и уехать из Германии». Дочь Сергея Оцупа Татьяна Гуляева, хорошо знающая эту историю со слов матери, в частном письме подтвердила, что покинуть Германию её отца надоумил Альберт Геринг. Однако на поспешное бегство его отъезд похож не был, все было куда прозаичнее: «Любимец женщин, мой папа с очередной страстной 19-летней возлюбленной отбыл в Испанию, где у него был заключен контракт на производство фильма. Вскоре, однако, молодая женщина освободилась от иллюзий обещанных испанских дворцов, цветущих розариев и поющих серенады прекрасных матадоров. Она собралась и уехала обратно в Германию. Здесь мой влюбчивый папа осознал, что потерял жену и дочь, и написал, чтобы мы присоединились к нему в Мадриде. Но внезапное начало 2-й мировой войны помешало горько-сладкому воссоединению», — написала Татьяна Гуляева в книге мемуаров (2006).
В свой испанский послевоенный период Сергей Оцуп, по-видимому, участвовал в продюсировании лишь одного художественного фильма:
"Сервантес" ("Cervantes") с Хорстом Буххольцем (Horst Buchholz) в главной роли, см. далее.
В Испании Сергей Оцуп больше "крутил-мутил" с бизнесом вокруг православных икон.
Сведений о его участии в прямом продюсировании других фильмов в его испанский период не обнаружено.
В Испании к Сергею Оцупу и пришла мировая известность как коллекционера и знатока православных икон. Еще в Санкт-Петербурге он стал обладателем большой коллекции икон, которую сумел сохранить и приумножить в эмиграции.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Период активности Сергея Оцупа в кино и на ТВ точно измерить сложно, ведь кино продюсирование для него всю жизнь было вторичным делом.
Его имя как кино продюсера и кино предпринимателя сегодня почти неизвестно, но в фильмах, которые он продюсировал, снимались такие звезды его времени как Густав Фрёлих, Ольга Чехова и Джина Лоллобрилжида, а сам он имеет отношения к битвам Голливуда и Европы за европейский рынок и к становлению германской и австрийской кино индустрий периода начала звукового кино.
Есть также сильное подозрение, что в кино Сергей действовал по знаменитому правилу "ищите женщину" - женщины его увлекали и вовлекали. Начиная с его 2-й супруги, знаменитой актрисы эпохи немого кино.
Точно подсчитать фильмографию Сергея Оцупа как кино продюсера - это отдельная исследовательская задача, но на настоящее время достоверно известно, что Сергей Оцуп за свою жизнь стал продюсером следующих 6-ти фильмов:
1932 - германская черно-белая с монозвуком комедия "Госпожа не хочет детей" ("Madame wünscht keine Kinder", продакшн-компании - Lothar Stark-Film GmbH из Берлина и Vandor Film), один из 3-х композиторов фильма - Бронислав Капер, этот фильм Сергей Оцуп спродюсировал совместно с Анатолием Потоком (Anatol Potock), более молодым, но к тому времени уже опытным кино продюсером тоже родом из Российской империи, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов, эмигрировал в 1933-м вместе с семьей во Францию, потом в Палестину, США, а в конце жизни - в Израиль;
1933 - германская черно-белая с монозвуком драма "Иуда Тирольский" ("Der Judas von Tirol", продакшн-компания - Lothar Stark-Film), название не знающих историю не должно отталкивать, ибо этот фильм - анти-наполеоновская драма о герое-освободителе Тироля Андреасе Хофере, в продюсировании фильма в помощь Лотару Старку Сергей Оцуп участвовал также с Анатолием Потоком, который как раз после производства этого фильма покинул Германию; этот фильм, снятый с июня по середину июля 1933-го года, получил мировую премьеру в 3-х мюнхенских кинотеатрах 26 августа 1933 года, а премьера в Берлине состоялась 21 ноября 1933 года в театре Marmorhaus. В США этот фильм впервые показали 26 апреля 1935 года, под названием «Иуда Тироля». В Австрии этот же фильм показывали под названием «Вечное предательство»;
1933 - германо-австрийская драма с монозвуком "Солнечный луч" ("Sonnenstrahl") с Густавом Фрелихом (Gustav Fröhlich) и знаменитой Аннабеллой (Annabella) в главных ролях. Этот фильм Сергей Оцуп сопродюсировал с Палом Фейошем (Pál Fejös), эмигрантом из Будапешта, это был единственный продюсерский опыт Пала Фейоша, также и режиссера и сценариста фильма, впоследствии он стал известным режиссером и почти всю жизнь прожил в эмиграции в США;
1934 - германская комедия "Приключения молодого джентельмена в Польше" ("Abenteuer eines jungen Herrn in Polen") с Ольгой Чеховой в роли графини Любецкой, этот фильм - экранизация романа влиятельного австрийского писателя 20-го века Александра Лернте-Голении (Alexander Lernet-Holenia);
1935 - германо-итальянская драма "Ночь перемен" ("Nacht der Verwandlung", 1935), продакшн-компании Itala-Film и Otzoup-Film;
1967 - испано-франко-итальянский приключенческий биографический исторический полнометражный фильм "Сервантес" ("Cervantes", 1967) с Джиной Лоллобриджидой (Gina Lollobrigida) в главной женской роли. В этом филье Сергей Оцуп присоединился ассоциированными продюсером к основным продюсерам фильма, тоже эмигрантам из России - Михаилу Залкинду и его сыну Александру Залкинду, а основные съемки фильма проходили в Испании, где тогда уже жил и работал Сергей Оцуп.
Кинокомпании Сергея Оцупа, среди которых Serge Otzoup-Filmproduktion, создавали ко-продукционные фильмы в Германии, Австрии и Италии, а его деньги работали в таких кино компаниях как Тобис Саша (Tobis-Sascha) и Итала Фильм (Itala-Film)
Прим. КиноБлога. Компания Tobis принадлежала многочисленным дочерним компаниям, а акционерная компания Tobis-Cinéma-Film AG, основанная 6 апреля 1933 года в Берлине, арендовала и распространяла фильмы Tobis за рубежом. Иногда эта компания также производила свои собственные фильмы (Das Gäßchen zum Paradies, 1936, Condottieri, 1936/37). В 1933-м году бОльшая часть австрийской киноконторы Sascha-Film (основанной Александром Коловратом) была передана долей в переименованную затем компанию - Tobis-Sascha-Film AG.
Звук в фильмах Сергея Оцупа делала немецкая компания Tobis Film, являвшаяся частью немецкого картеля Tobis-Klangfilm, который в те годы контролировал европейские права на технологию звука на пленке и вел ожесточенную борьбу с американской компанией Western Electric за оснащение европейских кинотеатров и студий своими звуковыми технологиями против голливудских.
О том, какое "плотное" отношение Сергей Оцуп имеет к появлению звукового кино в Германии, первым микрофонам от Сименс и даже к созданию кино индустрии в Австрии через свое знакомство с культовой фигурой раннего австрийского кино Александром Коловратом (Alexander Kolowrat, 1886 - 1927), кстати, имевшим тоже русское происхождение - по отцу своей матери, ... - обо всем об этом КиноБлог рассказывает дополнительно.
Вот этот сенсационный материал.
Рядом с кино
Помимо многих известных политиков и деятелей культуры, кто стремился к дружбе с Сергеем Оцупом, когда он стал известным в Европе коллекционером, тянулись многие. И, в частности, из мира кино с ним «был знаком» Юлиан Семенов, литературный отец ставшего затем культового советского
разведчика Штирлица.
Действие романа Юлиана Семенова «Экспансия-1» происходит в Испании, куда Штирлиц попадает после окончания войны. Там он навешает дом коллекционера икон и живописи генерала Серхио Оцупа.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. «Генерал Серхио Оцуп встретил его у порога; дверь была отворена; жил он в громадной квартире, в самом центре старого Мадрида, в узком доме начала прошлого века, на третьем этаже; запах здесь был — и это поразило Штирлица — русским: ладан, старые книга и самовар, именно самовар с сосновыми шишками, с особым теплом, которое существовало для него только в России».
Про про увлечения
В 1974-м году, незадолго до смерти, Сергей Оцуп продал свою коллекцию предпринимателю Рафаэлю Оннева, который неподалеку от Мадрида, в историческом комплексе La Casa Grande, основанном Марией Австрийской еще в 16-м веке, построил музей икон - «Musco tie los Iconos».
Так (на фото внизу) выглядит один из залов этого музея сейчас.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот что писала испанская газета El Alcazar и 1970 году о коллекции икон Дона Серхио: "Шли годы, коллекция Серхио росла во время его путешествий по миру. По оценкам экспертов, в настоящее время она является наиболее полной частной коллекцией в мире. Коллекция состоит из более 1300 единиц, датированных от 10-го века до наших дней и представляет все направления иконописи. В частном музее Серхио также представлена литература по истории византийского искусства и иконографии."
Перед входом в этот музей был установлен бронзовый бюст основателя музея Серхио Оцупа работы потомка Диего Веласкеса — Карлоса Веласкеса. И поныне в рекламных проспектах «Museo de los lconos», основанного на коллекции Сергея Оцупа, анонсируется как одна из наиболее важных культурных достопримечательностей испанской столицы.
За достижения в области культуры Сергей Оцуп был награжден высшей медалью Испании «Cruz de lsabela la Catolica». Среди его наград есть золотая медаль министерства информации Испании, крест Иерусалима и премия мира Дата Хаммершельда (в то время генерального секретаря ООН), а также благодарность от Папы Римского.
На протяжении всей своей жизни в эмиграции Сергей Оцуп продолжал свои писательские изыскания - он писал брошюры и книги по искусству и о своем хобби.
Последний путь
Сергей Оцуп умер на 89-м году жизни. Случилось это печальное событие 25 марта 1974 года в г. Мадрид, Испания. Т.е. спустя 5 дней после своего Дня рождения, когда он отметил свои 88 лет.
Похоронен Сергей Оцуп в Мадриде под одной могильной плитой с родными братьями Александром и Михаилом.
Сергей Оцуп прожил самую долгую жизнь из всех братьев.
Прим. КиноБлога. На могильной плите у всех Оцупов - сдвоенные фамилии. С этим тоже предстоит уточниться.
Сергей Оцуп (Sergio Otzoup) - в реестре RU КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.