Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Уйдя окончательно из кино, он взял себе новый псевдоним, уже не творческий.
И свои оставшиеся 22 года жизни прожил с ним.
Даже бывает и так - псевдонимы берут себе и после кино.
Итальянский, французский, немецкий и русский кино кино актер, режиссер и сценарист Владимир Стрижевский (Vladimir Strizhevsky) родился 12 ноября 1892 года в г. Екатеринослав, Российская империя (ныне г. Днепр в составе Республики Украина, а до 2016-го года г. Днепропетровск, административный центр одноименной области).
Полное настоящее имя при рождении:
Владимир Фёдорович Радченко.
Прим. КиноБлога. В начальные годы своей артистической карьеры он использовал сдвоенную фамилию - Радченко-Стрижевский. Почему потом "потерял" первую и стал Стрижевским, достоверно не известно. Равно как не известны причины его страсти к перемене псевдонимов на протяжении всей жизни.
Из-за сложного состава букв в фамилии "Стрижевский" и "болтания" по разным странам Европы по работе и в связи с гастролями у Владимира Стижевского образовался с десяток вариаций её написания.
На латинице встречаются такие варианты:
Vladimir Strijevsky, Vladimir Striževskij, Wladimiro Strichewsky, Vladimir Strijewski, Wladimir Strischewski, Vladimir Strichevsky, Vladimir Strischewsky, Vladimir F. Strizhevskiy и даже Wladimir von Strischewski.
Творческий псевдоним, которым он часто пользовался в период работы в кино в период эмиграции:
В. де Стри (V. de Stry).
После 1945-го года сменил свои имя и фамилию на:
Влад (Владимир) Стреви (Vlad/Vladimir Strevy).
Про родителей и семью
Про родителей и семью Владимира Стрижевского в настоящее время практически ничего не известно.
Также и то, почему из Радченко он стал Стрижевским.
На фото сверху - оригинальная подпись Владимира Стрижевского, когда он начинал свою кинокарьеру;
Лишь по его настоящим отчеству и фамилии можно предположить, что отца Владимира Стрижевского звали Фёдор Радченко.
Был ли официально женат Владимир Стрижевский, тоже надо проводить работу в архивах России, Европы и США.
Но известно, что одно время Владимир Стрижевсикий был замечен в личных отношениях с актрисой Лидией Рындиной (пост КиноБлога о Лидии Рындиной читайте ЗДЕСЬ).
С ней он начинал актерскую кино карьеру в начале 1910-х годов в киноателье у Иосифа Ермольева (пост КиноБлога о Иосифе Ермольеве читайте ЗДЕСЬ) в Москве (см. ниже об этом эпизоде).
Про образование
Специализированного актерского, литературного и режиссерского образования Владимир Стрижевский не получил.
А актерских результатов добился - как и многие в те годы, когда кино и киноиндустрия только зарождались - трудолюбием, талантом, связями и практикой.
Карьера в кино. Начало
В 1914-м году 21-летний Владимир Стрижевский начал свою кинематографическую карьеру в Москве как актер, дебютировав в кино:
в 4-х серийной уголовной драме «Сашка-семинарист» (альтернативные названия: «Русский Рокамболь» и "Сашка С"), которая была снята осенью 1914-го в киноателье Иосифа Ермольева и вышла в кинопрокат в январе 1915-го.
Фильмы, в которых снимался Владимир Стрижевский, становились довольно успешными в русском кинопрокате в то время. И он быстро стал популярен.
В 1916-1917 годах Владимир Стрижевский снимался во многих фильмах Евгения Бауэра, в том числе:
«Возмездие» (1916),
«Набат» (1917) и
«Революционер» (1917).
Снимался для киноэкрана он и у Петра Чардынина.
В 1917-м году дебютировал как режиссер кино - в акционерном обществе Александра Ханжонкова поставил фильм:
«Чёрная любовь» (1917).
Про эмиграцию в Европу
После Октябрьского переворота 1917-го года в России Владимир Стрижевский остался активным в кино и сначала принял сторону революции, снявшись в 1917-м году:
в большевистском пропагандистском фильме ("Революционер"), сыграв сына революционера.
Затем он поменял место своего пребывания (с Москвы на Крым) и заодно - точку зрения на происходящее с режимом в России сменил на противоположную.
И в 1919-м году снялся уже:
в антибольшевистском агитационном мелодраматическом фильме - «Жизнь - Родине, честь - никому» (1919) Николая Ларина, снятом в павильоне знаменитого киноателье Иосифа Ермольева в Ялте.
Упомянутая кинолента была произведена кинокомпанией "Русь. Т-во М. Трофимова" в Москве.
А премьера фильма состоялась в Ялте 13 ноября 1919 года.
Прим. КиноБлога: имущество и объекты недвижимости компании "Русь. Т-во М. Трофимова" впоследствии перейдут к советской власти, а затем большевики используют национализированный конфискат как часть своего вклада в создании советско-германской киностудии, которая получит ставшее со временем легендарное название "Межрабпомфильм". Читайте об этом в посте КиноБлога про Федора Оцепа.
Перебравшись в Крым, в 1918-м - 1919-м годах Владимир Стрижевский активно снимался в Ялте.
Его последним фильмом на территории России стала:
драма "Шофёр" (1919) того же Николая Ларина, снятая той же самой кинокомпанией "Русь. Т-во М. Трофимова".
В 1920-м году, Владимир Стрижевский был вынужден эмигрировать из Крыма вместе с или вслед за другими выдающимися российскими коллегами по киноцеху, в том числе такими как: Иван Мозжухин, Наталья Лисенко, Виктор Туржанский, Борис Билинский, Александр Волков и др.
Попав в Константинополь (прим. КиноБлога: ныне это турецкий г. Стамбул), в конце июля 1920-го года Владимир Стрижевский вместе с Верой Чаровой, А. Певцовой, Георгием Азагаровым и другими стал участником кинофирмы, которую организовал Григорий Либкин (Либкен).
Когда в Константинополе союзнические власти Антанты, хозяйничавшие в то время в городе, арестовали предприимчивого Григория Либкина за прокат германских и австрийских фильмов без разрешения союзнических властей, предприятие развалилось и Владимир Стрижевский стал искать "пути отхода" в Европу.
Прим. КиноБлога. Григорий Либкин (Либкен) был в последующем (в середине августа 1920 года) освобожден из-под стражи, но дальнейший эмиграционный путь этого бойкого ярославского колбасного купца и талантливого кинопредпринимателя/режиссера, одного из пионеров русского кино, теряется.
В общем, в конце лета 1920-го года Владимир Стрижевский эмигрировал во Францию.
В континентальной Европе Владимир Стрижевский поселился во французском Париже и устроился на работу сначала в образованную лишь за несколько месяцев до его прибытия (в мае 1920-го) кинофирму Иосифа Ермольева «Ермольев» ("Ermolieff-Cinema"), а когда она реорганизовалась, - в кинофирму Иосифа Ермольева и Александра Каменки «Альбатрос фильм».
Во Франции он стал сниматься под именем В. де Стри (V. de Stry).
Снялся в 2-х фильмах:
«Смысл смерти» ("Le sens de la mort", 1922) у Якова Протазанова и
«Голгофа любви» ("Calvaire d`amour", 1923) у Виктора Туржанского.
После этого как актёр сниматься перестал.
Прим. КиноБлога. Обнаружено одно исключение. Читайте об этом в конце этого поста.
Когда в 1923-м году Иосиф Ермольев переехал из Парижа в столицу германской Баварии город Мюнхен, он фактически взял Владимира Стрижевского с собой и позволил ему в начале 1924-го года впервые в его эмиграции поставить фильм как режиссеру.
Результатом такой ставки стали 2 фильма в 1924-м:
экранизация произведения Николая Гоголя - "Тарас Бульба ("Taras Bulba"), в этом фильме Владимир Стрижевский выступил со-режиссером и автором сценария, и снял в фильме таких звездных русских кино эмигрантов как: Исаак Дуван-Торцов в роли Тараса Бульбы, а Елена Маковская, Осип Рунич и Александр Полонский в других главных ролях;
мелодрама «Бездны большого города» или "Пучины огромного города" ("Tiefen der Großstadt", 1924), в ролях, Ольга Юшакова и Александр Полонский.
Сняв еще 3 фильма в Германии:
«Адъютант царя» ("Adjutant des Zaren", 1928),
«Забавы императрицы» ("Spielereien einer Kaiserin", 1929) и
«Тройка» ("Troika", 1930), ...
... Владимир Стрижевский вернулся во Францию.
Наступление эры звуковых фильмов, а также резкий рост реваншистских и националистических настроений в германском обществе, возможно, стали основными причинами возвращения во Фрнцию для него.
В период 1931-1938 годов Владимир Стрижевский поработал во Франции, где успел снять 4 фильма:
2 версии - немецкую и французскую - «Сержант Икс» ("Le Sergent X", 1931),
«Бурлаки на Волге» ("Les Bateliers de la Volga", 1936),
«Княжеские ночи» ("Nuits de princes", 1938) и...
... и выступить сценаристом ещё одного:
во французской экранизации романа Федора Достоевского «Преступление и наказание» ("Crime et châtiment", 1935).
Во Франции Владимир Стрижевский находился вплоть до поражения Франции во 2-й мировой войны в мае 1940-го года.
Перебравшись в Италию и проживая во время 2-й мировой войны там, Владимир Стрижевский смог снять в Италии, и тот с трудом, только 1 художественный фильм (см. ниже).
Про эмиграцию в США
Когда точно, зачем и почему Владимир Стрижевский уехал в США, КиноБлог скоро разберется.
Пока кратко сообщим так.
Попав в 1945-м году в Лос Анджелес, Владимир Стрижевский под измененной фамилией (см. ниже) поселился на North Serrano Avenue, это восточнее Уэст Голливуд и Мид-Уилшир, рядом со 101-м хайвеем.
А через 6 лет, 9 ноября 1951 года Владимир Стрижевский получил американское гражданство.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Годы активности Владимира Стрижевского в кино - 38 лет (с перерывами):
1914 - 1952.
На ТВ Владимир Стрижевский никогда не работал и не снимался.
До эмиграции Владимир Стрижевский был известен исключительно как актер (лишь 1 фильм в качестве режиссера). Более того, как актер в царской России был исключительно популярен.
Общая фильмография Владимира Стижевского в России:
актер - 30 фильмов (включая фильмы, снятые в период гражданской войны);
режиссер - 1 фильм.
Уже в эмиграции Владимир Стрижевский переквалифицировался в режиссера и попутно сценариста.
С 1924 года он работал сценаристом, но прежде всего как режиссер (без ущерба для предыдущей первой круглой скобки 1917 года), а также во Франции, а также в Германии и Италии: среди фильмов, которые он снял, мы помним "Тараса Бульбу" 1924 года, "Тройку", "Сани" 1930 года и «Волжские лодочники» 1936 года.
В Европе, особенно в Италии, Владимира Стрижевского при его жизни по таланту часто сравнивали с Марио Боннаром (Mario Bonnard), популярным в те годы итальянским актером, так же как и он, со временем переквалифицировавшимся в режиссера.
И отличительной особенностью Владимира Стрижевского было умение дружить в своей кинематографической среде со многими русскими кино эмигрантами.
Они (продюсеры) давали работу ему, а он (режиссер и сценарист) - давал работу актерам и актрисам.
Общая фильмография Владимира Стрижевского за рубежом (в эмиграции):
актер - 4 фильма;
режиссер - 10 фильмов;
сценарист - 7 фильмов.
Полная зарубежная фильмография Владимира Стрижевского как режиссера и актера:
1922 - мелодрама "Смысл погибели" ("Le sens de la mort"), как актер, другие русские кино эмигранты в ролях: Варвара Янова, Диана Каренни, Сандра Милованова, один из продюсеров фильма - Павел Тиман;
1923 - мелодрама "Голгофа любви ("Calvaire d`amour"), как актер - в роли Паскаля (Pascal), другие русские кино эмигранты в ролях: Иван Мозжухин, Нина Раевская, Николай Колин, операторы - Федор Бургасов и Николай Топорков; один из 2-х художников-постановщиков - Александр Лошаков;
1924 - "Пучины огромного города" ("Tiefen der Großstadt"), состав русских кино эмигрантов - см. выше;
1924 - историческая драма "Тарас Бульба" ("Taras Bulba"), состав русских кино эмигрантов - см. выше;
1928 - мелодрама на модную в те годы русскую тему - "Адъютант царя" ("Der Adjutant des Zaren"), русские кино эмигранты в ролях: Иван Мозжухин, Георгий Серов, Даниил Дольский, Александр Полонский, Александр Гранач, оператор - Николай Топорков;
1929 - историческая мелодрама на русскую тему - "Забавы императрицы" ("Spielereien einer Kaiserin") c Лиль Даговер в роли Екатерины I, русские кино эмигранты в ролях: Борис де Фаст, Николай Маликов, Александр Мурский, Дмитрий Смирнов, Дина Смирнова, Вера Павлова, со-сценарист вместе в режиссером - Михаил Линский (будет расстрелян нацистами в октябре 1941-го в г. Нант);
1930 - мелодрама на русскую тему, один из первых германских звуковых фильмов - "Тройка ("Troika"), русские кино эмигранты в ролях: Ольга Чехова, Михаил Чехов, Александр Полонский, Борис Алекин, Мария Чеботари, соавтор сценария - Михаил Линский и Михаил Залкинд (он же и со-продюсер), оператор - Николай Топорков, директор картины - Виктор Барский, музыкальный редактор - Лев Селинский;
1931 - драма "Сержант Икс", 2 версии ("Le Sergent X" и "Sergeant X"), русские кино эмигранты в ролях: Иван Мозжухин, Лидия Неверовская, Лаура Савич и некто Тукчяев, французскую версию снимал оператор Николай Топорков, художниками на ней работали Александр Лошаков и Владимир Менгард, а директором картины стал Александр Волков;
1936 - историческая драма на русскую тему - "Бурлаки на Волге" ("Les Bateliers de la Volga"), русские кино эмигранты в ролях: Вера Корен, Валерий Инкиджинов, композитор - Мишель Мишле, один из 2- операторов - Федор Бургасов, художник-постановщик - Сергей Пименов;
1938 - мелодрама "Княжеские ночи" ("Nuits de princes"), русские кино эмигранты в ролях: Марина Кошиц, Николай Колин, Николай Римский, со-сценарист и со-продюсер - Иосиф Ермольев, композитор - Мишель Мишле, оператор - Федор Бургасов, художник-постановщик - Александр Лошаков;
1945 - криминальная мелодрама "Плоть и душа" ("La Carne e l’anima"), см. ниже.
Единственный фильм, поставленный Владимиром Стрижевским в Италии:
"Плоть и душа" - был снят в 1943-м году на студии Титан (Titanus) в Риме.
Его друг Борис Билинский стал в этом фильме художником по костюмам и одним из 3-х художников-постановщиков. Главную женскую роль в фильме сыграла звезда итальянского и европейского кино 1930 - 1950 годов - Иса Миранда (Isa Miranda, прим. КиноБлога: приз в категории "лучшая актриса в Каннах в 1949-м году).
83-х минутный фильм вышел на экраны спустя 2 года после съёмок, лишь в 1945-м.
Причинами стали препоны со стороны итальянского фашистского режима и бардак и ограничения, существовавшие в тот период в Риме.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Вот как вспоминала про производство этого фильма снявшаяся в нем итальянская кинозвезда Иса Миранда: «Этот фильм (...) был запущен в съемку в апреле 1943-го года в павильонах Рима студии Титатус. (...) Еще не смонтированный фильм был спрятан в самых неожиданных местах Рима (до лучших времен). Было бы хорошо, если бы можно переделать какой-нибудь передний план или какую-нибудь маленькую сцену. Но это было невозможно. Невозможно, даже в тех сценах фильма, что были сняты под открытым небом, потому что немцы заняли министерство иностранных дел, ограбили магазины костюмов, включая одежду, которую я носила для тела и души, и разрушили многие здания».
Смонтированный фильм был представленный итальянской Комиссии по надзору за фильмами под председательством Винченцо Кальвино, 14 апреля 1945 года, и получил цензурную визу через 2 недели - 25 апреля 1945 года.
В Генуе фильм был показан в августе 1945 года, в Риме - в ноябре того же года, в Турине и Милане - с марта по апрель 1946 года.
Этот фильм станет последним в европейской кинокарьере Владимира Стрижевского.
Поскольку позже он покинет Италию, даже еще до показов этого фильма в Турине и Милане.
Потому что в 1945-м году Владимир Стрижевский неожиданно уехал в США.
Прим. КиноБлога. В 1946-м году, после проката, фильм исчез и до самого недавнего времени считался утраченным. Затем был найден оригинальный негатив фильма, и итальянцы приступили к восстановлению фильма, которое получилось частичным - т.к. звук в обнаруженном негативе был практически нетронутым, а вот некоторая часть изображения была повреждена без всякой возможности восстановления. Восстановленный фильм "Плоть и душа" был представлен на международном кинофестивале в швейцарском Локарно 2014-м году - в рамках ретроспективы, посвященной продюсерской компании Titanus.
После кино
В 1945-м году эмигрировав в США, Владимир Стрижевский в очередной раз сменил свою фамилию и сократил имя.
Жил здесь он под именем Владимир Стреви (Vladimir Strevy).
Чем он увлекался отведенные ему жизнью еще 22 года - КиноБлогу пока неизвестно.
Нижеследующее утверждение:
Но то, что несмотря на близость к Голливуду, Владимир Стрижевский всё это время оставался "кинематографически и телевизионно неактивным" в США - это стопроцентно.
теперь КиноБлогом же и низвегнуто.
Т.к. выяснилось, что в 1952-м году он всё-таки вернулся на экран как киноактёр.
В американской экранизации романа русского эмигранта Георгия Папашвили.
В 1952-м году на экраны Америки вышла:
одноимённая с романом полнометражная комедийная мелодрама "Всякое может случиться" ("Anything Can Happen") с Хосе Феррером (Jose Ferrer) в роли Джорджа и Ким Хантер (Kim Hunter) в роли Хелен.
Из русских кино эмигрантов в вышеупомянутом фильме вместе с Владимиром Стрижевским еще снялись: Евгения Леонтович, Михаил Разумный, Александр Данаров, Владимир Бабишвили, Александр Пулкарадзе, Вацлав Рекварт, Павел Рочин, Наташа Лайтесс, Эстер Зейтлиня и сам Георгий Папашвили.
Последние годы жизни Владимир Стрижевский прожил в престижном районе - в городе Голливуд (прим. КиноБлога: в районе, обозначавшемся индексом 90068).
Последний путь
Владимир Стрижевский умер в возрасте 83-х лет.
Случилось это печальное событие 7 октября 1977 года в г. Лос Анджелес, штат Калифорния, США.
Владимир Стрижевский (Vladimir Strizhevsky) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.