top of page
ПОСТ КИНОБЛОГа
Фото автораRU KinoStarz

Имя для себя и для компании

Обновлено: 5 янв. 2022 г.

Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.

Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;

или скопируйте из командной строки своего браузера.

Проект RU KinoStarz®


Сначала она придумала себе этот псевдоним, а затем, когда она сама стала настолько популярной в европейском кино, её супруг взял его и добавил к названию своей кино производственной компании.

Прим. КиноБлога. Данный пост подготовлен с помощью администрации кантона Тичино, Швейцария. За что КиноБлог очень благодарен.

 

Польская, австрийская, немецкая кино актриса русского происхождения Лия Мара (Lya Mara) родилась 1 августа 1897 года в г. Рига, Лифляндская губерния, Российская империя (ныне г. Рига - столица Республики Латвия).

Лия Мара - это её творческий псевдоним.

Прим. КиноБлога. Первоначально (с 1913-го и до 1917-го года включительно) её творческий псевдоним звучал как Мия-Мара (Mia-Mara).

Настоящие имя и фамилия:

  • Александра Гудович (Aleksandra Gudowicz).

Домашний никнейм - Лизочка.


Лия Мара - европейская звезда эпохи немого кино.

Про родителей и семью


Родилась Лия Мара в польской семье с шестью детьми.

Отец Лии Мара - дворник, умер, когда Лия Мара была еще ребенком.

Про мать Лии Мара данные у КиноБлога пока отсутствуют.

Супруг Лии Мара:

  • Фредерик Зелник (Frederic Zelnik, имя при рождении - Friedrich Zelnik, 17.05.1885, Черновиц, Буковина, Австро-Венгрия (прим. КиноБлога: сейчас г. Черновцы, территория Украины) - 29.11.1950, Лондон, Великобритания), немецкий актер еврейского происхождения, режиссер и продюсер; период брака: 1918 - 29.11.1950.

Про образование

Рано лишившись отца, Лия Мара была вынуждена бросить школу, так как ее мать осталась с 6 детьми на руках, и средств на жизнь не хватало.

В детстве Лия Мара мечтала стать доктором химии.

Но жизнь распорядилась иначе: в 7 лет, в 1904-м году, Лию Мара смогли пристроить на обучение в частную школу балета в Риге.

После окончания балетной школы в 1913-м году 17-ти летняя Лия Мара была ангажирована на сцену театра латвийской оперы (прим. КиноБлога: в те годы и до 1919-го этот оперный театр назывался 1-м рижским городским (немецким) театром) и с успехом начала танцевать на ее сцене.

Про начало артистической карьеры


Артистическую карьеру начинала как балерина.

Карьера балерины у Лии Мара достигла пика в 1913-м - 1914-м годах.

После 1-го года балетных танцев в Риге Лия Мара получила предложение Варшавской оперы.

И перед самой Первой мировой войной, в конце 1913-го года вместе с семьей во главе с мамой 16-ти летняя Лия Мара переехала в Варшаву.

Здесь в Варшаве Александра Гудович и становится танцовщицей и актрисой по имени Лия Мара — примадонной и любимицей варшавской публики.


Карьера в кино и на ТВ. Начало

Лия Мара дебютировала в кино в 1916-м году - в 18-ти летнем возрасте она снялась в главных женских ролях сразу в 3-х фильмах одного из пионеров польского национального кино Александра Герца (Aleksander Hertz):

  • комедийная мелодрама "Хотим мужа" ("Chcemy męża", 1916)

  • комедия "Соперник" ("Wsciekly rywal", 1916)

  • драма "Студенты" ("Studenci", 1916), роль - Стася Маевская (Stasia Majewska)

Прим. КиноБлога. Фактически 100-летнее (1815 - 1915) владение Польшей для Российской империи закончилось в самом начале 1-й Мировой войны, когда территорию российской Польши государства оккупировали немцы и австро-венгры. Можно сказать, Лия Мара начала и закончила свою "польскую часть" кинокарьеры в переходный для Польши период обретения государственности, пришедшийся на 1-ю Мировую войну, ведь когда 6 октября 1918 года Регентский совет Польши объявил о создании независимого польского государства и было создано Временное народное правительство Польской Республики (Tymczasowy Rząd Ludowy Republiki Polskiej), Лия Мара уехала в Германию.

Кстати, в "Студентах" Лия Мара впервые пересеклась на съемочной площадке с другой будущей звездой эпохи немого кино Пола Негри (пост КиноБлога о Поле Негри читайте ЗДЕСЬ), причем, Пола Негри играла в этом фильме дочь Стаси Маевской, которую исполнила Лия Мара.

А на следующий год:

  • в фильме «Бестия» или "Польская танцовщица" ("Bestia", 1917) - самом раннем из сохранившихся фильмов с участием Лии Мара, главную роль играла уже Пола Негри, а Лия Мара исполнила роль 2-го плана - танцовщицу.


Премьера мелодрамы Александра Герца состоялась в Варшаве 5 января 1917 года.

Прим. КиноБлога. Фильм "Бестия" считается 1-м полнометражным художественным фильмом, снятым в Польше, хотя до воссоздания польского государства в его современном виде пройдёт ещё почти 2 года.

Эмиграция в Германию

На волне успеха первых польских фильмов с участием блистательной Лии Мара этой миловидной, пластичной актрисой заинтересовался немецкий актер, режиссер и продюсер Фредерик Зелник, пригласил ее в Берлин и предложил ей, 20-ти летней, контракт.

Совместная работа Лии Мары и Фредерика Зелника началась в 1917-м году:

  • с кинокартины «История падшего» ("Das Geschlecht der Schelme. 1. Teil", 1917).


Прим. КиноБлога. Фредерик Зелник спродюсировал эту кинокартину за год до их женитьбы, через берлинскую компанию Berliner Film-Manufaktur GmbH. И ещё снялся сам в главной мужской роли.


Премьера фильма состоялась в сентябре 1917-го года в Берлине.

В 1918-м году Лия Мара переехала в Германию окончательно.

Где в 21 год и вышла за Фредерика Зелника замуж.

Таким образом, родившись и прожив 21 год на территории Российской империи (из них 3 последних года - на оккупированной территории), Лия Мара эмигрировала в Германию.

Увезя Лию Мара сниматься в кино в Берлин, эдакую столицу порока 1920-х, настоящую «вавилонскую башню» европейского искусства. Фредерик Зелник способствовал стремительному и громкому её успеху.

Тысячи портретов восходящей звезды стали распространяться по Берлину, а имя Лии Мара стало символом.

Её популярность укрепилась сотнями фотографий Лии Мара, выпущенных в виде открыток, почтовых карточек, упаковок шоколада и сигарет.

Эффектная внешность, драматическое и комедийное дарование ставили Лию Мара в ранг самых дорогих и почитаемых актрис.

После громкого успеха в Германии последовали приглашения в Вену, где балетное образование и изящные манеры окончательно сделали Лию Мара звездой легкого жанра кино.

До даты, когда супруг Лии Мара сообразил добавить имя дражайшей в название своей кинокомпании, Лия Мара успела сняться в Европе в 15-ти кинокартинах, и это за 2 года!


Так или иначе, но 25 августа 1920-го года на германском горизонте кинопроизводящих и кинодистрибуторских компаний появилась акционерная фирма Zelnik-Mara Film GmbH.

Эмиграция в Великобританию



В 1933-м году, когда в Германии к власти пришел Гитлер, Лия Мара вместе с мужем уехала в Лондон.

15-ти летнему берлинско-венскому счастью Лии Мара не суждено было длиться дольше. И хотя Лия Мара считалась наипопулярнейшей актрисой немецкого и австро-венгерского кино, ей и мужу, еврею с территории Буковины, пришлось эмигрировать в Англию из-за происхождения супруга.

Хотя, наверно, немецко-австрийское счастье у Лии Мара оборвалось раньше эмиграции в Великобританию - большая автомобильная катастрофа в конце 1920-х фактически прервала её актерскую карьеру и в Великобритании и потом в Швейцарии в кино она больше не снималась.

Прим. КиноБлога. Фредерик Зелник после эмиграции в Великобританию снял в этот последний период своей активности (с 1933-го по 1949-й год) 4 фильма как продюсер и 8 как режиссер, несколько из них в довоенное (до начала 2й Мировой войны) во Франции, Бельгии и Нидерландах. Но ни в одном из них свою супругу уже не снимал.

Карьера в кино и на ТВ. Саммэри

Так или иначе, но семейный и творческий союз Лии Мара и Фредерика Зелника оказался достаточно плодотворен — всего актриса снялась в 28-ми фильмах супруга, а их дом превратился в салон, где любили проводить время деятели немецкого кинематографа.

Прим. КиноБлога. Из первых уст. В интервью латышскому журналу «Фильм и сцена» Лия Мара так говорила о своем браке: «Мы счастливо вместе работаем и живем. Я счастлива, что все сложилось так, как сложилось».

Наиболее известной работой Лии Мара в берлинско-венском периоде была кинокартина «Танцующая Вена» (1927), см. ниже.

Общая фильмография Лии Мара:

  • 67 ролей в кинофильмах,

  • 4 роли - в короткометражках.

На ТВ Лия Мара никогда не снималась.

Период творческой активности в кино у Лии Мара приходится на 25-ти летний период: с 1916-го по 1931-й год, причем почти половину фильмов с ее участием создал Фредерик Зелник.

Кроме выше упомянутых фильмов, наиболее известна Лия Мара зрителям во всем мире по следующим кино проектам:

  • 1920 - "Анна Каренина" ("Anna Karenina"), главная роль - Анна Каренина;

  • 1920 - Йошивара" ("Yoshiwara, die Liebesstadt der Japaner"), главная роль - гейша Тою (Geisha Toyu);

  • 1923 - "Воскресение. Катюша Маслова" ("Auferstehung. Katjuscha Maslowa"), главная роль - Катюша Маслова;

  • 1923 - "Лида Санина" ("Lyda Ssanin"), главная роль - Лида Санина;

  • 1926 - "На прекрасном голубом Дунае" ("An der schönen blauen Donau"), главная роль - Миззи Стаудингер (Mizzi Staudinger);

  • 1927 - "Танцующая Вена" ("Das tanzende Wien"), главная роль - Графиня Фрицци Зирски (Komtesse Frizzi Zirsky);

  • 1929 - британо-германская мистическая кинолента "Красный круг" ("Der rote Kreis" или "The Crimson Circle"), главная роль - Талия Драммонд (Thalia Drummond).


Карьера актрисы сначала прервалась из-за автомобильной аварии несколькими годами ранее, а затем окончательно завершилась её единственным звуковым фильмом :

  • германской музыкальной мелодрамой «Все спрашивают об Эрике» ("Jeder fragt nach Erika", 1931), где Лия Мара в главной женской роли - Эрика Полякова (Erika Poliakoff), и даже записала на граммофонные пластинки песенки из него.

Её супруг выступил в роли продюсера и режиссера, а роль отца в фильме исполнила другая звезда немецкого кино русского происхождения - Александр Мурский.

Можно поэтому и так сказать - актерская карьера Лии Мара завершилась с началом эпохи звукового кино.

Кинофирма «Зелник-Мара фильм» со временем перестала приносить доход от проката своих кинокартин и была закрыта.

Последняя при жизни роль Лии Мара на экране:

  • в уже упомянутом "Все спрашивают Эрику" (1931).

Эмиграция в Швейцарию

Когда Фредерик Зелник умер в Лондоне, одинокая 54-х летняя Лия Мара в начале 1950-х годов переехала в тихую Швейцарию, где следы её потерялись для широкой публики. Имя её оказалось со временем забыто.

Последние 9 лет своей жизни, после переезда к своей сестре в Швейцарию Лия Мара категорически отказывалась давать интервью и встречаться с журналистами. Жила уединенно, редко появлялась на публике.


Последний путь


Лия Мара умерла в возрасте 62-х лет 1 марта 1960 в г. Тичино, Швейцария.

Похоронена на кладбище Cimitero di Ronco sopra Ascona известном также как Ronco Village Cemetery, которое расположено в границах поселения Ронка-сопра-Аскона к юго-западу от Асконы, у южной границы между Швейцарией и Италией, на берегу озера Лаго-Маджоре. Это округ Локарно, кантон Тичино.

Рядом с ней на этом кладбище покоятся такие звезды эпохи немого кино как Паулетт Годдар (Paulette Goddard) и Джейн Рэндольф (Jane Randolph). А самый, наверно, знаменитый "сосед" Лии Мара - это немецкий писатель Эрих Мария Ремарк.

 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page