Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Её никнейм был прост - Мадам.
А в одежде она предпочитала черный.
Её традиционным нарядом считался комплект, состоявший из...
чёрных брюк, чёрного свитера и чёрного шарфа.
Прим. КиноБлога: На вопрос "почему чёрный" она чаще всего отвечала словами героини из "Чайки" А.П. Чехова: «Я в трауре на всю жизнь».
Кто же он такая?
Читайте этот пост КиноБлога о ней далее.
Американская и русская театральная, кино и ТВ актриса, а также драматург, сценарист, продюсер, театральный импресарио и преподаватель Евгения Леонтович (Eugenie Leontovich) родилась 21 марта 1900 года в г. Москва, Российская империя (ныне г. Москва - столица России и РФ).
Прим. КиноБлога 1. Некоторые источники сообщают другой год рождения Евгении Леонтович, на 6 лет раньше - 1894, или даже 1893, что ближе к реальности. Во всяком случае, вряд ли она могла дебютировать на театральной сцене в 12 лет, т.к. этот дебют у Евгении Леонтович состоялся на сцене знаменитого летнего театра, принадлежавшего землевладельцу Павлу Алексеевичу Соколову, в подмосковной Малаховке в 1912-м году, где она сыграла в таких постановках как «Фауст» и «Тартюф».
Прим. КиноБлога 2. Что касается места рождения, то в документах об американской натурализации она указала местом рождения город Каменец-Подольск. Ныне город называется Каменец-Подольский и входит в состав Хмельницкой области Республики Украина. Что на самом деле может больше соответствовать действительности, и одна из причин - в фамилии, которая в те годы была достаточно распространена именно на Украине.
Творческие псевдонимы:
в ранние годы - Грушинская (Grusinskaia);
в поздние годы - Мадам (Madame).
Настоящее полное имя при рождении:
Евгения Константиновна Леонтович.
Евгения Леонтович - номинант престижной американской театральной премии «Тони» за 1958-й год, в категории «Лучшая драматическая актриса», за роль в пьесе «Пещерные обитатели» ("The Cave Dwellers").
Про родителей и семью
Отец - Константин Леонтович, морской офицер российской царской армии.
Мать - данные КиноБлогу не известны.
Встречаются скудные сведения о том, что в годы гражданской войны Евгения Леонтович потеряла отца и трех своих родных братьев в схватках Белой гвардии с большевиками, причем, все ее родные были на стороне первых.
Прим. КиноБлога: все свои зрелые годы жизни Евгения Леонтович была яростным противником большевизма-коммунизма.
Прим. КиноБлога. Предположение. Возможно, у Евгении Леонтович была младшая сестра. Некая Леонтович Мария Константиновна, родившаяся в 1910-м году в Киеве и с 1921-го года находившаяся воспитанницей в детском доме, весной 1929-го года была арестована по групповому делу курсантов Киевского военного училища и преподавателей института. В июле 1929-го была приговорена к 5 годам концлагеря и в августе отправлена в Соловецкий лагерь особого назначения. После апреля 1931-го года сведения о ней отсутствуют.
Супруги Евгении Леонтович:
1-й: Павел Соколов (Paul A. Sokolov), русский дворянин, период брака: 1916 - 1922, развод;
2-й: Григорий Ратов (Gregory Ratoff'), американский продюсер, актер и режиссер русского происхождения, период брака: 19.01.1923 - 1949, развод (пост КиноБлога о Григории Ратове читайте ЗДЕСЬ).
Наследников Евгения Леонтович не оставила.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. По прошествии 24-х лет со дня официального развода, после 12 лет с года его смерти и на следующий год после того, как она поставила памятник ему (Григорию Ратову) на его могиле в Нью-Йорке, т.е. в 1972-м году уже пожилая Евгения Леонтович вспоминала такую версию их с Григорием Ратовым знакомства и расставания: "Мы познакомились в Москве, мы расписались в 1923-м году, и это был последний мой законный брак. Он оставил меня ради грузинки из России. Она была прекрасна. Он оставил мне наш дом в Калифорнии, половину своих денег, и они отправились в Италию".
Прим. КиноБлога. Дом, в котором жила пара Ратов - Леонтович, а потом сама Евгения Леонтович - на фото вверху. Это частный дом, расположенный в престижном районе Лос Анджелеса - Беверли Хиллс (photo by John Freedman). Расположен по адресу 510 N. Hillcrest Rd.
После развода с Григорием Ратовым Евгения Леонтович вернулась из Калифорнии в Нью-Йорк как на свое постоянное место жительства.
Но за год до официального развода с ним и на 5 лет она вновь вернется в Лос Анджелес.
И именно она, Евгения Леонтович, поставит надгробный памятник на могиле бывшего супруга, изменившего ей с другой, вот с такой надписью: «Возлюбленный муж». Вы можете обнаружить этот надгробный постамент с трепетной надписью "Beloved Husband" на могиле Григория Ратова на кладбище Mount Hebron Cemetery в г. Флашинг, штат Нью-Йорк.
Про образование
Евгения Леонтович училась актерскому мастерству в Московской императорской школе драматического искусства или по-другому в Московском императорском театральном училище (прим. КиноБлога: ныне Высшее театральное училище (институт) имени М. С. Щепкина).
А затем под руководством Всеволода Мейерхольда в Московском художественном театре (МХТ), к которому (театру) она впоследствии присоединилась уже как актриса.
Про эмиграцию
Начался исход для Евгении Леонтович, как и для многих эмигрантов того времени в России, с Октябрьским переворотом 1917-го года.
Но сначала Евгения Леонтович уехала из охваченной безумием террора Москвы и пыталась "спрятаться" на юге, в Харькове, где играла в театре.
В 1920-м году Евгения Леонтович вернулась в Москву, по личному приглашению великой Марии Ермоловой (1853-1928), которая была в то время в почете у новых советских властей и как раз в 1920-м году первой в новой стране получила звание Народной артистки Республики,. И в годы перелома как раз занималась наставничеством над молодыми актерами и актрисами.
Но в 1921-м году, попав в труппу МХТ, вместе с его гастрольной частью Евгения Леонтович уезжает на гастроли в Европу, в Россию,. Ни в какую, ни в старую, ни в новую Россию, ей не суждено было вернуться никогда.
Как и для многих деятелей культуры 1917-го - 1920-х годов, пока еще не сообразили прикрыть эту лазейку советские власти", зарубежный гастрольный тур оказался для Евгении Леонтович путем в эмиграцию.
В европейских гастролях Евгения Леонтович вместе с будущим 2-м супругом попадает в актерский состав русского театрального ревю, организованного предприимчивым американским театральным импресарио (читайте об этом подробнее в посте КиноБлога о Григории Ратове), которое покоряет парижскую театральную сцену с его модой в те годы на всё русское.
В 1922-м году американский продюсер русского ревю в Париже переносит его на сцену одного из Бродвейских театров, Евгения Леонтович и Григорий Ратов отправляются в Нью-Йорк следом.
Прим. КиноБлога. Документ о пересечении американской границы в Нью-Йорке Григорием Ратовым и Евгенией Леонтович датирован 23 сентября 1922 года.
1-й муж актрисы принял решение остаться в России и их брак распался.
Разведку "американской жизни" Евгения Леонтович провела под публичное объявление о том, что уезжает в Америку "изучать английский язык". И в 1922-м году она прибыла в Нью-Йорк.
Евгения Леонтович дебютировала на Бродвее в 1-й год своей эмиграции - в 1922-м году, в Revue Russe. Появившись на сцене, как и в Париже, вместе с Григорием Ратовым, за которого она выйдет замуж в начале следующего года.
Прим. КиноБлога. А вот американское гражданство Евгения Леонтович получит только через 7 лет - 5 сентября 1929 года.
В этом же 1922-м году, Евгения Леонтович присоединилась к гастрольной труппе мюзикла "Время цветения" ("Blossom Time") и отправилась в гастрольное путешествие с ними по США.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Если принимать на веру, что Евгения Леонтович родилась в 1900-м году, то её первая роль на экране случилась для нее в зрелом возрасте - в 40 лет в 1940-м году.
И поэтому, увы, могла далее играть только возрастные роли. И это был фактически "американский камбэк", когда они со 2-м мужем вернулись из Европы (прим. КиноБлога: читайте об этом подробнее в следующем разделе этого поста КиноБлога).
Хотя на 10 лет раньше, в самом начале 1930-х, когда она блистала на театральных подмостках Бродвея, у Евгении Леонтович были вроде бы шансы попасть в актерский состав фильмов, ставившихся в Голливуде как адаптации успешных театральных пьес.
Но, например, в полнометражной мелодраме студии MGM про злоключения постояльцев берлинского люксового отеля - "Гранд отель" (Grand Hotel", 1932) по одноименной новелле Вики Баум (Vicki Baum) и по успешной пьесе на Бродвее, премьерное представление которой состоялось в 1930-м году, продюсеры предпочли отдать главную женскую роль г-жи Грушинской (Грузинской или Grusinskaia), которую на бродвейской сцене исполняла Евгения Леонтович, уже блиставшей на экранах шведке Грете Гарбо (Greta Garbo). И уже она повторила на экране образ, созданный Евгенией Леонтович. Кстати, в этой пьесе Евгения Леонтович играла вместе с другой актрисой русского происхождения - впоследствии тоже легендарной Ольгой Баклановой, ставшей ей подругой по жизни.
Похожая история случилась и 2 года позже - с пьесой "20-й век" ("Twentieth Century"). С успехом на бродвейской сцене эта комедия прошла с 29 декабря 1932-го по 20 мая 1933-го, выдержав 152 представления, а в 1934-м году на экраны выходит одноименный фильм студии Коламбиа - "20-й век" ("Twentieth Century", 1934) и роль Лили Гарланд (роль Евгении Леонтович на сцене) в комедийной кино мелодраме исполняет другая звезда американского кино - Кэрол Ломбард (Carole Lombard).
Так или иначе, но факт остается фактом - 1-я роль Евгении Леонтович на экране - в исторической военной драме 1940-го года - "Четыре сына".
В упомянутом фильме студии "20-й век Фокс" Евгения Леонтович сыграла мать 4-х сыновей в смешанной чешско-немецкой семье, которые, когда немцы вторглись в Чехословакию в 1939-м году, каждый следуют по своему пути: 1-й - чешский патриот, 2-й - сторонник нацистов, 3-й - художник в Америке и 4-й - немецкий солдат.
Возвращение в Европу и "американский камбэк"
После начавшейся в США в начале 1930-х годов Великой депрессии Евгения Леонтович и Григорий Ратов перебрались на западное побережье, в Лос Анджелес, поближе к Голливуду. И здесь кино карьера не только началась, но и пошла в гору только для Григория Ратова.
А Евгения Леонтович покинула Америку и работала сценической актрисой в театрах Англии и Франции. Затем к ней присоединился и супруг.
В 1939-м году, когда Евгения Леонтович и Григорий Ратов находились в Париже и он оказался оккупированным немцами, они оба были арестованы и назначены к депортации в концлагерь в Германии. Однако, выкрав у немцев «липовые» выездные документы, Евгения Леонтович и Григорий Ратов сумели бежать из захваченной гитлеровцами Франции в Лондон, а оттуда отправились уже в Лос-Анджелес.
Возвращение русской звезды Бродвея в Голливуд благодаря продюсерскому таланту Григория Ратова и как бы мы сейчас сказали - благодаря"грамотной маркетинговой проработке" - вызвало большой ажиотаж и Евгении Леонтович уже как кино актрисе стали поступать обращения голливудских киностудий с предложениями сценариев.
После некоторых колебаний Евгения Леонтович решилась дебютировать в кино (см. выше).
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Общая фильмография Евгении Леонтович не особо внушительная, всё-таки она была больше актрисой театральной. Причём, и бродвейской и зарубежной. Начав еще со сцены в России и побывав на сценах Лондона и других европейских стран.
И зарубежная театральная карьера у Евгении Леонтович длилась гораздо дольше - с 1922-го по 1974-й год.
А карьера экранной актрисы у Евгении Леонтович, с учетом из ее долгих 93-х лет жизни длилась лишь:
23 года (с 1940-го по 1962-й) .
Причем, её возраст в основном не позволял ей претендовать на главные роли.
Хотя и маленький рост тоже мог быть препятствием (прим. КиноБлога: она в годы расцвета была ростом 1м 52см).
Но зато она застолбила золотую эпоху американского телевидения своим появлением на экранах всех ведущих американских телеканалов: ABC, NBC и CBS.
На американском ТВ Евгения Леонтович появилась уже после возвращения в Нью-Йорк из Лос Анджелеса в 1952-м году.
А в американском кино Евгения Леонтович снялась в фильмах почти всех голливудских мейджоров того времени (кроме MGM): Paramount, Columbia, Universal и 20th Century Fox.
КиноБлог приведёт полную фильмографию Евгении Леонтович:
актриса в большом кино - 6 ролей:
1940 - историческая военная драма "Четыре сына" ("Four Sons"), роль - фрау Берн (Frau Bern), в одной из ролей здесь снялся Михаил Висаров;
1941 - музыкальная мелодрама Григория Ратова, снятая на студии Коламбиа и получившая номинацию на Оскар за лучший звук - "Мужчины в её жизни" ("The Men in Her Life"), роль - Мария (Marie); художник-постановщик фильма - Николай Ремизов, дирижер - легендарный Константин Бакалейщиков, Григорий Ратов - еще и продюсер (фильм снимала для Коламбии его продакшн компания), в фильме также снялись Людмила Торецкая и Павел Баратов;
1952 - комедийная мелодрама студии Парамаунт - "Всякое может случиться" ("Anything Can Happen"), роль - Анна Годидзе (Anna Godiedze), грузинские фамилии у героев и героинь этого фильма потому, что фильм был снят по одноименной книге грузинских эмигрантов времен, когда Грузия была составе Российской империи, семейной пары Георгий и Елена Папашвили, причем Георгий Папашвили еще и снялся в эпизодической роли на лодке, в одной из ролей второго плана в фильме снялся Михаил Разумный;
1952 - приключенческий боевик студии Юниверсал - "Весь мир в его руках" ("The World in His Arms"), роль - Анна (Anna Selanova), мать княгини Селяновой; из русских кино эмигрантов в фильме снялись: Григорий Гайе, Лео Мостовой, Роман Арнольдов, а также еще несколько актеров русского происхождения, один из двух художников-постановщиков фильма - великий Александр Голицын;
1955 - приключенческая мелодрама студии 20-й век Фокс - "Дожди Ранчипура" ("The Rains of Ranchipur"), роль - Махарани (Maharani);
1961 - мистический ужастик-триллер студии Коламбиа - "Со склонностью к убийству" ("Homicidal"), роль - Хельга Свенсон (Helga Swenson), одна из двух главных женских ролей.
актриса на ТВ - 5 ролей:
1956 - телесериал канала NBC - "Театр знаменитостей" ("Celebrity Playhouse"), роль - Марика Новак (Marika Novak) в серии "Вера" ("Faith", 1956);
1958 - сериал канала CBS - "Студия 1" ("Studio One", 1948-1958), роль - Королева Андреа (Queen Andrea) в серии "Ощущение страха" ("Image of Fear", 1958);
1958-1961 - сериал канала ABC - "Обнаженный город" ("Naked City", 1958-1963), 2 роли: Мама Келле (Mama Kelle) в серии "Смертельно опасная гвинейская свинья" ("The Deadly Guinea Pig", 1961) и Катина Кретьяс (Katina Cretias) в серии "Список обязанностей" ("Line of Duty", 1958);
1960-1961 - ТВ реалити-шоу канала CBS - "Шоу ДюПон с Джун Эллисон" ("The DuPont Show with June Allyson"), роль Марии Луизы (Maria Louise) в 2-х сериях - и "Путь домой" ("The Way Home", 1960) и "Наш Человек в Риме" ("Our Man in Rome", 1961);
1962 - телесериал канала ABC - "Стальной час Соединенных Штатов" ("The United States Steel Hour"), роль - герцогиня в серии "Герцогиня и Смагс" ("The Duchess and the Smugs", 1962).
в роли самой себя - 3 роли на ТВ:
1952 - телесериал-реалити шоу канала NBC - "Шоу Энзо Пинза" ("The Ezio Pinza Show", 1951-1953), серия №1.16;
1955 - музыкальный комедийный телесериал канала CBS - "Городской тост" ("Toast of the Town", 1948-1971), серия №8.20;
1961 - телесериал канала NBC - "Это твоя жизнь" ("This Is Your Life", 1952-1987), серия "Уильям Фроули" ("William Frawley", 1961).
Считается, что роль Махарани в фильме "Дожди Ранчипура", римейке фильма "Пришёл дождь" ("The Rains Came", 1939) - самая выразительная роль Евгении Леонтович на экране.
Мама княгини Селяновой в фильме "Весь мир в его руках" - её единственная "русская" роль.
Про работу театральным импресарио
В 1948-м году Евгения Леонтович, вдохновленная театральными успехами на берегах туманного Альбиона, вернулась из британского Лондона в калифорнийский Лос-Анджелес. Где основала собственный театр, в котором еще и сама и продюсировала и ставила спектакли.
Театр Евгении Леонтович в Лос Анджелесе, под простым названием - «Сцена» ("The Stage"), просуществовал 5 лет.
В 1952-м году она вернулась в Нью-Йорк.
Прим. КиноБлога. Мало кто из русских кино и театральных иммигрантов осмеливался в Северной Америке на такой шаг, но несколько небольших русских театров до сих пор существуют и в США (в Нью-Йорке) и Канаде.
Про про увлечения
К "побочным" профессиям Евгении Леонтович относят её увлечение написанием текстов.
Официально за Евгенией Леонтович числится 1 сценарий для экранных искусств, точнее, для ТВ:
телевизионный художественный фильм "Икра для генерала" ("Caviar to the General", 1955), а также несколько театральных пьес.
Например, вместе с другим драматургом и актрисой русского происхождения, Еленой Мирамовой (Elena Miramova), она написала пьесу
"Тёмные глаза" ("Dark Eyes"). Это была история трех русских беженок, пытавшихся выжить в Нью-Йорке.
Спродюсированная театральным импресарио Джедом Харрисом (Jed Harris) пьеса была впервые поставлена на Бродвее в 1943-м году и прошла испытание в 230 представлений.
В 1960-х годах Евгения Леонтович в течение 7-ми лет была штатным художником в Чикагском театре Годдмена (Goddman theatre), периодически также преподавала драму в Калифорнии и Нью-Йорке.
Последний путь
Последние годы жизни Евгения Леонтович провела в своих собственных апартаментах на Манхеттене.
Евгения Леонтович умерла в возрасте 93-х лет в доме престарелых Kateri Nursing Home в на Манхеттене, г. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США. Случилось это печальное событие 3 апреля 1993 года.
Смерть была вызвана остановкой сердца как последствием перенесенной пневмонии.
Евгения Леонтович (Eugenie Leontovich) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.