Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
35 лет она провела в Европе, в основном в Германии, Прибалтике и Австрии, затем рискнула вернуться уже не в Россию, а в СССР. Далее её судьба сложилась непросто, но дожила она до глубокой старости.
Немецкая и австрийская театральная и кино актриса, преподаватель актерского мастерства, советская и русская актриса и педагог Елена Полевицкая (Yelena Polevitskaya) родилась 3 июня (15 июня) 1881 года в г. Ташкент, Сырдарьинская область, Туркестан, Российская империя (ныне Ташкент - столица Республики Узбекистан).
Творческих псевдонимов не имела.
Полное имя при рождении:
Елена Александровна Полевицкая.
Встречающиеся варианты написания имени и фамилии на латинице:
Elena-Jelena Polewitzkaja, Elena Polewitzkaja.
В Болгарии Елена Полевицкая впервые обрела прозвище "русской Сары Бернар и Элеоноры Дузе", которое так и утвердилось за ней на всё время пребывания за границей.
В 1920-м году Елена Полевицкая по результатам гастролей в Болгарии была награждена болгарским орденом "Дамский крест II степени", и вручил ей его лично болгарский царь Борис.
Про родителей и семью
Родилась Елена Полевицкая в семье управляющего Ташкентским филиалом Государственного банка Российской империи.
Семья Полевицких отличалась смешением кровей - русской, украинской, немецкой, грузинской, персидской.
Её отец - Александр Павлович Полевицкий (??? - 15.01.1908, Санкт-Петербург), начинал свою карьеру с должности контролера в уже упомянутом Госбанке. В Туркестан повез семью из Петербурга за льготами и повышенным жалованьем.
У Елены Полевицкой в семье было еще 4 братьев и сестер.
Супруг Елены Полевицкой%
Иван Фёдорович Шмит, успешный адвокат, театральный меценат, режиссёр отдельных театральных постановок, за которого Елена Полевицкая вышла замуж в октябре 1910-го года и с которым их совместная личная и творческая жизнь продолжалась до самой смерти Ивана Шмита в 1939-м году.
Про образование
В свое время отец Елены Полевицкой успешно окончил художественную школу в Петербурге, и, видимо, это сказалось на попытках привить дочери художественное образование с её самых малых лет, когда языками и музыкой она начала заниматься с гувернерами.
В 1888-м году, когда Елене Полевицкой стукнуло 7 лет, семья Полевицких переехала в Санкт-Петербург.
В 1888-м году Александр Полевицкий по клеветническому доносу был сначала отозван в Петербург, а потом, пока шло разбирательство его дела, назначен управляющим отделением банка в Екатеринодаре - сюда переселилась вся семья, и Елена Полевицкая поступила здесь в гимназию.
К тому времени невиновность её отца удалось доказать, но здоровье его было сильно расшатано, и Александр Полевичкий, отказавшись от высоких постов, занял скромное место в одном из петербургских частных банков.
В 1893-м году 12-ти летняя Елена Полевицкая была принята в Александровский институт в Петербурге, основанный в 1765-м году по указу Екатерины II для девушек «мещанского происхождения», в отличие от расположенного рядом Смольного института благородных девиц, в который принимались девушки только из дворянских семей.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. В 1893-м году Александр Полевицкий воспользовался льготами, заработанными службой в Ташкенте, и подал прошение о приеме Елены в закрытый Александровский институт. В ответ пришло извещение о том, что "девица Елена Полевицкая, дочь надворного советника, была допущена к произведенной 14 апреля 1893 года публичной баллотировке... жребием осчастливлена и на бесплатное содержание принята". Учебная программа Санкт-Петербургского Александровского института включала общеобразовательные предметы, французский и немецкий языки, занятия пением, танцами, живописью, посещение театров.
По завершении 5-ти лет учёбы в Александровском институте Елену Полевицкую оставили на 2-х годичные педагогические курсы, которые она окончила в мае 1900-го года с большой серебряной медалью и дипломом, давшим право работать преподавателем и воспитателем.
Параллельно Елена Полевицкая брала уроки пения у известной в те годы русской камерной певицы и педагога Зои Павловны Ивановой-Иваницкой (в девичестве Майкова, 1862-1915).
В 1901-м году по настоянию отца Елена Полевицкая пошла учиться дальше - она поступила в Художественное училище А. Л. Штиглица.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. К периоду учебы в вышеупомянутом училище относится знакомство Елены Полевицкой с молодым художником Борисом Кустодиевым, будущая жена которого, Юлия Прошинская, училась вместе с ней. В 1905-м году, когда Кустодиев получил мастерскую в Академии художеств, он нарисовал портрет Елены Полевицкой, ныне хранящийся в Национальном музее русского искусства Киева.
Обучение в училище шло успешно, Елена Полевицкая даже получила высшую премию за работы акварелью, а многие её рисунки были приобретены для музея училища. Тем не менее, училище не закончила - после 4-х летнего пребывания в нём, в июне 1905-го года, Елена Полевицкая была отчислена с мотивировкой «за малоуспешность», а фактически за участие в студенческом движении, связанном с событиями 1905-го года.
После отчисления Елена Полевицкая преподавала рисование в младших классах Александровской женской гимназии.
Но в декабре 1905-го года, по представлению директора гимназии за участие в политической забастовке, была уволена без права заниматься педагогической деятельностью.
В 1906-м году Елена Полевицкая была зачислена на Курсы музыкально-драматического искусства Е. П. Рапгофа, занималась под руководством знаменитого актёра и режиссёра Александринского театра Андрея Петровского.
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Учёба Елены Полевицкой на курсах Рапгофа закончилась досрочно — смерть отца в январе 1908-го года вынудила её зарабатывать на жизнь самостоятельно.
В марте 1908-го года вместе с досрочным аттестатом Елена Полевицкая получила назначение в театр г. Псков, затем играла в Александровском театре в Гельсингфорсе, в театрах Павловска и Казани, в период 1909-1910-го годов - в Санкт-Петербурге, в Ново-Драматическом театре на Офицерской под руководством А. А. Санина.
Одновременно преподавала в Школе сценического искусства А. П. Петровского на Почтамтской улице.
Весной 1910-го года в Петербурге произошла знаменательная для Елены Полевицкой встреча с известным провинциальным режиссёром и антрепренёром Николаем Синельниковым, набиравшим в тот период актёров для театра в Харькове.
С 1910-го по 1918-й год Елена Полевицкая служит в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (с перерывами на недолгие выступления в других театрах). И приобретает широкую известность созданием женских образов русской и мировой классики.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Сам Синельников отмечал в её игре «отсутствие штампа, по-новому звучавшие слова, фразы, сцены, богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос, необыкновенную восприимчивость».
Елена Полевицкая много гастролировала, после женитьбы делала это вместе с супругом, который часто брал на себя функции не только ее агента, но и режиссера.
Но питая главную страсть к театру, Елена Полевицкая не обошла своим вниманием и зарождающийся и модный в то время кинематограф.
Будучи 24-х лет, она 1-й раз (прим. КиноБлога: как покажет в последствии жизнь эта роль станет ее единственной в русском дореволюционном кино) снимется в кино картине.
Эта 1-я роль Елены Полевицкой на экране - в 1916-м году (прим. КиноБлога: некоторые источники утверждают, что этот фильм произведен годом ранее, в 1915-м, но факты говорят о том, что 1916-й год - верный) - в драме "Ошибка сердца" (1916), снятой на кинофабрике Александра Ханжонкова супругой последнего.
Прим. КиноБлога. Историческая справка. Когда от болей в суставах, как последствий от провала под лёд в холодную воду, Александру Ханжонкову пришлось пересесть в инвалидную коляску, дела на его кино фабрике в свои руки взяла жена – Антонина Николаевна Ханжонкова. Постепенно она же взяла на себя и всё художественное руководство, а в начале 1916-года сняла как режиссер 1-й собственный фильм – «Ошибка сердца» с участием Витольда Полонского и Елены Полевицкой, звезд российского театра того времени.
В январе в журнале Пегас (Пегас. 1916. № 1) сценарий фильма был издан как одноименное литературное произведение - "Ошибка сердца", а в подписи под именем значился псевдоним Анталек (что являлось первыми 3-мя и 4-мя буквами имен супругов Ханжонковых).
По всей стране показывали этот фильм, а Полонский и Полевицкая играли в этой пьесе и на театральных сценах на гастролях в разных городах.
Про эмиграцию в Европу
Пребывание в Одессе в разгар Гражданской войны было нестерпимым. И труппа Ливского, где играла Елена Полевицкая вместе с супругом, в ноябре 1919-го года переехала в Крым, в Севастополь, где играла в помещении кинотеатра "Ренессанс".
Но обстановка не изменилась.
Во время спектаклей пьяные белые офицеры забавлялись тем, что стреляли в люстры. Полевицкая и Шмит в составе случайной труппы отправились на гастроли по другим городам Крыма - в Симферополь, Ялту.
Шел 1920-й год. Болгарский импресарио Христов, много наслышанный о спектаклях русских актеров, пригласил Полевицкую и Шмита вместе с частью труппы на гастроли в Болгарию. Репертуар он предлагал им выбрать самим, обещал настоящую творческую обстановку, материальную обеспеченность, полное спокойствие. Все это показалось заманчивым.
Прим. КиноБлога. Предположение. Рассуждали супруги, видимо, так: "Гражданская война не прекращается. В Крыму свирепствует белогвардейщина. Врангелевцы учиняют массовые аресты и расстрелы. Оставаться здесь становится опасно. А север России уже отрезан войной. Связь с имперсарио Синельниковым оборвана. А Болгария - это те же славяне. Там можно без всякого риска, продолжая заниматься любимым делом, переждать войну. Не будет же она длиться вечно. Ну еще два, ну три месяца..."
И 20 мая 1920 года на пароходе "Лазарев" Елена Полевицкая и ее супруг, вместе с небольшой группой актеров под названием "Русский ансамбль Юрия Юровского", отплыли на гастроли в Болгарию.
Тогда Елена Полевицкая еще не знала, на сколько долгих лет растянутся эти гастроли.
Выступления проходили с большим успехом не только в Болгарии. Позже Елена Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене Немецкого театра М. Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии.
В 1927-м году на сцене венского «Йозефштадттеатра» М. Рейнхардта состоялось первое выступление Елены Полевицкой на немецком языке, которым она владела свободно, в роли Маргариты Готье («Дама с камелиями» А. Дюма).
В дальнейшем Елена Полевицкая выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии.
В 1928-м Елена Полевицкая преподавала в венской Школе актёрского мастерства и режиссуры («Актерский и режиссерский семинар» М. Рейнхардта).
Когда в связи с якобы «неарийским» происхождением Иван Шмит, работавший режиссёром в берлинском театре М. Рейнхардта, был уволен, супруги перебрались в Прибалтику.
Сезон 1937-1938 годов Елена Полевицкая отработала в Таллине.
В сентябре 1939 года во время пребывания в Риге Иван Шмит получил тяжёлую травму и вскоре скончался.
Елена Полевицкая, имевшая германский паспорт, в декабре 1939-го года была репатриирована немецкими властями в Германию и затем отправлена в лагерь для перемещённых лиц в Деппе, на побережье Северного моря. Но через полгода она была освобождена, - благодаря вмешательству влиятельных друзей, - в частности, известного немецкого актёра и режиссёра Г. Грюндгенса, и после освобождения смогла вернуться к работе в театре.
В октябре 1940-го года сыграла Гурмыжскую (по пьесе «Лес» Н. А. Островского) - на сцене Государственного театра в Берлине. Спектакль шёл недолго — после нападения Германии на Советский Союз он был снят с репертуара, а Елена Полевицкая уволена без права работы на сцене.
Не остались незамеченными властями и её неоднократные посещения советского посольства. В результате Елена Полевицкая смогла устроиться лишь на немецкую киностудию «UFA» - для участия в эпизодических ролях.
С 1943-го года Елена Полевицкая жила и работала в Вене, преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств, одновременно играла в венском Бургтеатре, театре «Скала», «Народном театре».
После окончания 2-й мировой войны Елена Полевицкая неоднократно обращалась за разрешением вернуться на родину, но безрезультатно, несмотря на то, что её просьбы поддерживали ведущие советские театральные деятели: В. И. Качалов, А. А. Яблочкина, В. И. Рыжова, Н. И. Рыжов и другие.
С 1945-го года Елена Полевицкая преподавала актёрское мастерство в театральной школе при Бургтеатре.
Затем она преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, давала уроки на семинаре М. Рейнхардта в Шенбрунне.
Также Елена Полевицкая работала и на венском радиовещании.
Позже снова вернулась к сценической деятельности - с 1946-го по 1949-й.
За период эмиграции Елена Полевицкая снялась лишь в нескольких кинокартинах (см. пост КиноБлога далее), но слава об иноземной актрисе, поражающей зрителей разных стран Европы, перешагнула через океан, и американские продюсеры дважды подряд приглашают Елену Полевицкую принять участие в их спектаклях и кинофильмах, и оба раза она отказывается.
Возвращение на Родину
В 1955-м году после неоднократных обращений в посольство СССР в столице Австрии 64-х летняя Елена Полевицкая получила разрешение вернуться в Советский Союз.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. Газета «Der Abend» в статье «Елена Полевицкая возвращается домой» писала:«Великая актриса, известная во всех городах мира, Елена Полевицкая всегда оставалась связанной с русским театральным искусством».
Прим. КиноБлога. Историческая справка. На самом деле, возвращение на Родину не стало для Елены Полевицкой первым посещением родины как государства под названием СССР. В 1923-м году она приезжала в СССР на гастроли и играла в течение 2 месяцев в составе труппы Малого театра, а в период 1924-1925-го годов снова гастролировала в СССР.
По возвращению на Родину Елена Полевицкая поселилась в Москве и была зачислена в труппу Театра им. Е. Вахтангова, но к актёрской деятельности так и не приступила.
Выступала на творческих вечерах в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове.
В 1958-м году на вечере в Театре имени Е. Вахтангова Елена Полевицкая исполнила роль Тересы в одноактной пьесе Б. Брехта «Винтовка Тересы Каррари» и А. Д. Карениной в отрывке из «Живого трупа».
Читала в концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, с 1961-го года преподавала в театральном училище им. Б. Щукина, где одной из её учениц была Людмила Чурсина.
В кино в свой советский период Елена Полевицкая снялась трижды:
«Муму» (режиссеры А. Бобровский и Е. Тетерин, 1959), роль - барыня;
«Бессонная ночь» (режиссер И. Анненский, 1960), роль - Пелагея Ивановна;
«Пиковая дама» (режиссер Р. Тихомиров, 1960), роль - графиня.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
Елена Полевицкая конечно же в первую очередь актриса театральная. И актриса неистовая. Были периоды у Елены Полевицкой, когда она участвовала в сумасшедшем количестве сценических представлений, в смысле их плотности во времени.
Как актриса же кино Елена Полевицкая - актриса всего десятка ролей:
в русском кино - 1 роль;
в немецком и австрийском кино - 6 ролей;
в советском кино - 3 роли.
На ТВ Елена Полевицкая как актриса никогда не снималась.
Вот полная зарубежная фильмография Елены Полевицкой:
1921 - немецкая мелодрама "Чёрная пантера" ("Die schwarze Pantherin"), по пьесе Владимира Винниченко, первого Премьер-министра Украины, роль - Рита, вместе с такими русскими звездами немецкого кино как Ксения Десни и Иван Булатов, фильм снимали на Russo Film, это было небольшое производство, связанное со студией Decla-Bioscope (прим. КиноБлога, будущая знаменитая Babelsberg Film Studio);
1923 - немецкая мелодрама "Ирен д'Ор" ("Irene d'Or"). режиссер и продюсер фильма - Фредерик Зельник: супруг актрисы Лия Мара;
1937 - немецкая драма "Варшавская Цитадель" ("Die Warschauer Zitadelle"), здесь также снялась и Мария Сазарина;
1937 - немецкая драма "Блестящий" (Brillanten"), роль - принцесса Батьянова (Fürstin Batjanoff);
1943 - немецкая приключенческая комедия-фэнтэзи "Мюнхгаузен" ("Münchhausen"), роль - графиня Дашкина (Countess Daschkin). Здесь же снялся Николас Колин, а один из 2-х операторов - Константин Ирмен-Чет;
1955 - австрийско-западногерманская музыкальная комедия "Господин Пунтила и его слуга Матти" ("Herr Puntila und sein Knecht Matti"), режиссер Альберто Каванкальди, роль - Сандра Клинкманн (Sandra Klinckmann).
К этой австрийско-западногерманской кинокартине приложил руку двоюродный дядя Владимира Познера-младшего, Владимир Познер (1905–1992), проживавший в Париже, один из 2-х авторов адаптации пьесы Бертольда Брехта. Пьеса принесла Бертольду Брехту мировую известность после его возвращения на родину из США.
И эта кино картина стала последней зарубежной кинолентой для Елены Полевицкой.
Последний путь
Последний год жизни Елена Полевицкая провела в московском Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной.
Елена Полевицкая умерла в 92 года в выше упомянутом доме ветеранов 4 ноября 1973 года в г. Москва, РСФСР, СССР.
Похоронена в Москве на Введенском кладбище.
P.S.
С 1963-го года Елена Полевицкая работала над собственными воспоминаниями, но довела их лишь до 1914-го года...
Елена Полевицкая (Yelena Polevitskaya) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ.