Этот пост КиноБлога охраняется российским и международным законодательством об авторских и смежных правах. Копирование и выдача за своё запрещены. Цитирование возможно, но с обязательным указанием на первоисточник - КиноБлог и проект Ру КиноСтарз.
Как поделиться этим постом, как скопировать ссылку - внизу;
или скопируйте из командной строки своего браузера.
Проект RU KinoStarz®
Авторитеты зарубежного кино середины 1930-х годов сравнивали её по красоте и стильности с такими мировыми кино звёздами того времени как Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Аннабелла, Лоретта Янг, Мерл Оберон, Клара Боу, Кэй Фрэнсис, Мириам Хопкинс, Кэтрин Хепбёрн и другими.
Американская, немецкая и советская кино-, ТВ- и театральная актриса Анна Стэн (Anna Sten) родилась 3 декабря 1908 года в г. Киев, Киевская губерния, Российская империя (ныне г. Киев - столица Республики Украина).
Прим. КиноБлога. Существует несколько версий даты её рождения - 2 других альтернативных варианта годов рождения (1910-й и 1906-й), а также еще одна конкретная дата рождения (29 октября 1906 года), которая была самописно указана её матерью по иммиграционному прибытию в Соединенные Штаты. Когда они с матерью и отчимом въезжали в США, Анне в тот год было или 22, или 20 или 24 года...
Настоящее полное имя:
Анна Петровна Феса́к.
Фамилия Стэн - от отчима.
Про родителей и семью
Отец - Пётр Фесак, из семьи казаков, был танцором, затем работал театральным художником-постановщиком, умер, когда Анне Стэн не исполнилось еще и 10-ти лет, в 1917-м году.
Мать - Александра Фесак, шведка по происхождению и рождению, балерина, одно время - прима-балерина Киевского театра оперы и балета.
Отчим - Борис Стэн.
После скоропостижной смерти Петра Фесака мать Анны Александра Фесак в середине 1920-х годов вышла в Киеве замуж за актера варьете и театрального импресарио Бориса Стэна (Бернштейна).
Прим. КиноБлога. Еврейская фамилия Бернштейн (Bernstein) - очень распространенная. Самый близкий тезка из известных - Борис Моисеевич Бернштейн (1924, Одесса, СССР - 2015, Пало-Альто, США) — советский искусствовед, доктор искусствоведения и эмерит-профессор Академии художеств Эстонии.
КиноБлог обращает особое внимание на распространенную в открытых информационных источниках "фамильную" путаницу.
Настоящая фамилия Анны все-таки Стэн, а не Стенская-Судакевич.
Прим. КиноБлога. В качестве имён Анны Стэн иногда встречаются такие варианты как Анель Стенская-Судакевич и Аннушка Стенски-Судакевич, частично совпадающие с именем другой советской актрисы, в последствии художника по костюмам и художника Анель (Анны) Судакевич (28.10.1906 - 22.08.2002). Это привело к путанице с именами или псевдонимами 2-х актрис, снимавшихся в советском кинематографе в один и тот же период. Эта путаница тянется до времен настоящих. К примеру, ретроспектива фильмов Анны Стэн, проведённая на Международном кинофестивале в г. Ла-Рошель в 1999-м году, включала в себя картины, в которых фигурирует Анна Судакевич. В то же время в некоторых вариантах фильмографии Судакевич присутствуют фильмы с участием Анны Стэн.
Прим. КиноБлога. Ошибка титров. В советской комедии "Комедия давно минувших дней", 1980), снятой Юрием Кушнерёвым на Мосфильме, использованы архивные кинокадры Анны Стэн, а в титрах она указана как Анэль Судакевич.
Супруги Анны Стэн:
1-й супруг Анны Стэн - Фёдор Оцеп (Fyodor Otsep), русско-немецко-американский режиссер и сценарист, период брака: 1927 - 1931, развод;
2-й супруг - Юджин Френке (Eugene Frenke), американский продюсер и режиссер русского происхождения, период брака: 1932 - 10.03.1984, окончание брака - по причине смерти супруга.
Прим. КиноБлога. Из неподтвержденных слухов. Считается, что короткое время Анна Стэн была в СССР супругой и Григория Александрова.
Прим. КиноБлога. Из первых уст. В своих мемуарах (Goldwyn: A Biography) известный голливудский продюсер RU происхождения Сэмюэл Годвин утверждает за Анну Стэн, что она (мисс Стэн) "недавно попала в легкую автомобильную аварию и из автомобиля выскочил привлекательный молодой человек, назвавшийся Юджином Френке. И мисс Стэн утверждает, что они влюбились с первого взгляда так, как это обычно бывает в кино. И она оставила Федора Оцепа ради Юджина Френке, рассчитывая, что последний продолжит направлять её кино карьеру как её агент.
Расследование КиноБлога. Любовный треугольник, скорее всего образовался не в США и так красиво-внезапно, как описал Сэмюэл Голдвин, скорее всего, с подачи самой Анны Стэн. На самом деле, все трое наверняка познакомились еще в Германии, на производстве первого звукового фильма Анны Стэн - немецкой кинодрамы "Убийца Дмитрий Карамазов" или "Братья Карамазовы" ("Der Mörder Dimitri Karamasoff", 1931), по известному произведению Федора Достоевского. На этой картине Федор Оцеп был одним из 4-х сценаристов и со-режиссером, Юджин Френке - одним из 2-х продюсеров, а Анна Стэн играла главную женскую роль - Грушеньку. Съемки проходили в Германии на немецком языке в период с 22 октября по 24 ноября 1930 года, а премьера фильма состоялась 6 февраля 1931 года в кинотеатре «Берлин Капитолий» (Berliner Capitol-Kino).
Про образование
В детстве Анна Стэн занималась танцами, брала уроки игры на пианино.
К 12-ти годам Анна Стэн уже стала юной звездой цирка.
В наступившие советские времена, уже в своей поздней юности она работала в «Киевской правде» и училась в Государственном театральном техникуме в г. Киев, где в том числе преподавал и Валерий Инкиджинов (пост КиноБлога о Валерии Инкижинове читайте ЗДЕСЬ).
Карьера в кино и на ТВ. Начало
Достоверных данных о раннем периоде карьеры Анны Стэн практически не сохранилось (КиноБлог пока не обнаружил).
Существует распространенное предположение, что после смерти родного отца Анна Стэн нашла работу официантки, потом играла в любительском театре. Затем на 15-ти летнюю актрису Анну Стэн обратил внимание побывавший в то время в Киеве К. С. Станиславский, когда гастролировал с театром, после чего она играла у него в Московском Художественном Театре (МХТ) в пьесах Метерлинка, Ибсена и др.
Как вариант - параллельно учебе в киевском государственном театральном техникуме Анна Стэн работала в «Киевской правде», затем начала играть в Киевском Малом театре, беря там еще и дополнительные уроки актерского мастерства.
Прим. КиноБлога. В период ранней советской власти в Киеве и на фоне прямо-таки карательной борьбы за "театральную идеологию" (к примеру, в 1922-м театры оперетты объявили под запретом) была настоящая чехарда с театрами и их труппами, появлялось и исчезало много театров малых форм, а со словом малый в официальном названии в 1920-е годы в Киеве просуществовал только один театр - Малый театр Политуправления Киевского военного округа, 1921-1923.
По прошествии лет КиноБлог собрал в системный список все существующие версии "наставников", а на самом деле трудно сказать, кто явился реальным вдохновителем на актерскую работу в кино, но если проанализировать всю последующую жизнь Анны Стэн на экране, можно увидеть, что она даже в официальные мужья выбирала мужчин из мира кино и потом от них в кино и зависела:
Прим. КиноБлога. Легенда №1. К кино Анну Стэн приобщил сам К.С. Станиславский. Составив ей протекцию, определил в Московскую киноакадемию. Легенда рушится на простом основании - Станиславский считал, что кино и театр чужды друг другу и запрещал актерам МХТ сниматься в кино, не считая кино искусством вообще.
Прим. КиноБлога. Легенда №2. К кино Анну Стэн приобщил Сергей Эйзенштейн.
Прим. КиноБлога. Легенда №3. К кино Анну Стэн приобщил Валерий Инкиджинов.
Прим. КиноБлога. Легенда №4. К кино Анну Стэн приобщил её первый официальный наставник - Борис Барнет.
Как бы то ни было, в 1926-м году 18-летняя Анна Стэн начала актерскую службу в московском театре "Пролеткульт" и дебютировала в кино в 2-х кинолентах:
1926-й год - комедия «Мисс Менд» (СССР, 1926). В этом немом кино она получила эпизодическую роль стенографистки;
1926-й год - историко-революционная драма Абрама Роома "Предатель" (СССР, 1926) по мотивам рассказа Льва Никулина «Матросская тишина», эпизодическая роль - проститутка в приморском "веселом доме".
Прим. КиноБлога. Сценарист фильма "Мисс Менд" - Борис Барнет, впоследствии стал известным советским кинорежиссёром и в 1933-м году снял антивоенную картину «Окраина», удостоенную приза Венецианского кинофестиваля. Он же сыграл в фильме главную роль и выступил в качестве помощника режиссёра Фёдора Оцепа, за которого Анна в 1927-м году вышла замуж. В последующие годы Фёдор Оцеп снял супругу ещё в 4-х кинолентах.
Карьера актрисы Анны Стэн в СССР развивалась быстрыми темпами.
Она перешла на главные роли уже в 1927-м году, снявшись у Бориса Барнета в комедии «Девушка с коробкой».
Затем в 1928-м году у Анны Стэн последовали главные роли в кинофильмах:
«Земля в плену»,
«Мой сын»,
«Белый орёл».
Режиссёром последнего был один из пионеров отечественного кинематографа Яков Протазанов, а партнерами на съемочной площадке стали театральный актёр Василий Качалов, режиссёр Всеволод Мейерхольд и актер Михаил Жаров.
До 1929-го года Анна Стэн снималась в СССР, попеременно в Москве и Киеве. Затем эмигрировала и уже продолжила карьеру актрисы в Европе и США.
Эмиграция в Европу
Некоторые ранние советские фильмы с участием Анны Стэн демонстрировались в иностранном прокате и имели резонанс, поэтому в 1929-м году Анна Стэн по линии культурного обмена с Германией отправилась в Германию и снялась там на сотрудничавшей с московской киностудией "Межрабпом-Русь" немецкой фирме «Прометеус» в их звуковом фильме «Бухгалтер Кремке» ("Lohnbuchhalter Kremke", 1930), в роли дочери главного героя фильма Кремке (Kremkes Tochter).
На родину Анна Стен решила не возвращаться, более того, к ней из СССР присоединился и её 1-й супруг - Фёдор Оцеп. И они уже вдвоем продолжили карьеру в Европе.
В 1931 году Фёдор Оцеп как режиссер снял супругу в роли Грушеньки в 2-х фильмах-экранизациях романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», немецком и французском вариантах:
французская версия называлась "Братья Карамазовы" (Les Frères Karamazoff", 1931);
немецкая - «Убийца Дмитрий Карамазов» ("Der Mörder Dimitri Karamasoff", 1931).
Продюсером 2-й версии был как раз выходец из России Юджин Френке.
Вероятно, на съёмках между ним и Анной Стэн и завязался роман (см. выше).
В 1932-м году Анна Стэн совершит эмиграцию в США и оставит Федора Оцепа, и в том же году выйдет замуж за Юджина Френке.
Но до эмиграции в США Анна Стэн снимется в Германии ещё в 3-х картинах:
1931 - драма «Сальто-мортале» ("Salto Mortale"), главная женская роль - Марина (Marina);
1931 - трагикомедия студии UFA «Бомбы над Монте-Карло» ("Bomben auf Monte Carlo), роль - Королева Йола Первая из Понтенёро (Königin Yola I. von Pontenero), в эпизодической роли здесь - Лидия Потехина, а оператор-постановщик - русский киноэмигрант Константин Ирмен-Чет;
1932 - драма студии UFA «Бури страсти» ("Stürme der Leidenschaft"), в роли русской девушки по имени Аня и в паре со знаменитым Эмилем Яннингсом (Emil Jannings).
Подробнее про Эмиля Яннингса, первые Оскары и самое начало Голливуда - в книге Олега Лубского "С Оскаром и рядом", в двух томах:
Эмиграция в США
В 1932-м году на Анну обратил внимание продюсер Сэмюэль Голдвин и пригласил её в Голливуд. Мечтая из нее сделать вторую Грету Гарбо.
Анна Стэн не знала английского языка, поэтому по прибытии в Америку актрисе пришлось около года упорно заниматься, чтобы овладеть основами английского и уменьшить акцент.
И только через 2 года она снимется в своей 1-й американской кинокартина - драма «Нана», ("Nana", 1934), по мотивам одноимённого романа Эмиля Золя. Роль была главной - Нана. Фильм был широко разрекламирован в прессе, однако кассового успеха, увы, не имел.
Карьера в кино и на ТВ. Саммэри
1943-й год стал самый продуктивным периодом работы Анны Стэн как киноактрисы: вышло сразу 3 фильма, причем, все - на военную тематику:
«Четники» ("Chetniks") от студии "20й век Фокс", роль - супруга югославского генерала у партизан, Любица Михаилович (Lubitca Mihailovitch);
«Они пришли разрушить Америку» ("They Came to Blow Up America") от студии-мейджора "20-й век Фокс", роль - Фрау Рейтер (Frau Reiter);
«Три русские девушки» ("Three Russian Girls"), роль - Наташа; Александр Гранач и Федор Шаляпин-младший тоже снялись здесь.
Во всех 3-х сыгранные ею роли - главные.
Общая фильмография Анны Стэн - 35 ролей как актрисы и певицы:
как актрисы в большом кино в СССР - 10 ролей (1 - без записи в титрах);
как актрисы в Европе и США - 20 ролей;
как актрисы на ТВ - 4 роли (все - в США);
как актрисы в короткометражках - 1 работа (в СССР);
как певицы - в 2-х фильмах.
Можно сказать, что Анна Стэн снималась относительно редко, но метко, большинство ее ролей - главные.
И её талант до сих пор почитается как в Европе, так и в США, хотя бы на уровне ретроспектив.
Попадала Анна Стэн и на страницы газет и обложки журналов. Спустя уже 3 года после отъезда из Европы в США она была все еще популярна там, и поэтому в 1935-м году именно её фотография на обложке номера 1325 рекламировала кинопоказы американского фильма с её участием "Брачная ночь", который в немецко-язычном прокате назывался "Die Nacht der Liebe".
Прим. КиноБлога. Illustrierte Film-Kurier - австрийский еженедельник, издававшийся в Вене с 1934-го по 1936-й год как дополнение к основному изданию - газете Österreichischen Film-Zeitung, что в переводе с немецкого означает "Австрийская кино-газета".
Помимо уже упомянутых выше кинофильмов, наиболее известна зрителям Анна Стэн по следующим кино и ТВ проектам:
1934 - главная роль - Катюша Маслова в американской драме Рубена Мамуляна «Мы снова живы» ("We Live Again") по роману Льва Толстого «Воскресение» c Фредриком Марчем в роли Неклюдова; русские киноэмигранты в ролях: Леонид Кински, Зоя Карабанова, Илья Хмара, Нина Кошец, Алекс Новинский, Леонид Снегов, Михаил Висаров и др.
1935 - главная роль - Маня Новак (Manya Novak), дуэт с Гари Купером в американской полнометражной мелодраме 5-кратного Оскаровского номинанта Кинга Видора (King Vidor) «Брачная ночь» ("The Wedding Night", фильм получил премию Венецианского кинофестиваля за режиссуру;
1936 - главная роль - Мария Краснова в образе Марии Новиковой (Maria Krasnova aka Maria Novikova) в британской мелодраме своего мужа Юджина Френке «Одинокая женщина» ("A Woman Alone"); сценаристом, любопытно, выступил Федор Оцеп, неужто они помирились?
1939 - главная роль - Надин Николас (Nadine Nikolas) в драме «Экспресс изгнания» ("Exile Express"), в ролях второго плана - Леонид Кински и Федор Шаляпин-младший;
1959 - роль - Антония Колерманн (Antonia Kohlermann) в военном приключенческом телесериале телеканала ABC "Приключения в раю" ("Adventures in Paradise", 1959-1962), серия "Бамбуковый занавес" ("The Bamboo Curtain") за 1959-й год.
Анна Стэн изредка снималась вплоть до середины 1960-х.
Закончила кино/ТВ карьеру в 1964-м году.
Последние роли Анны Стэн на экране:
1962 - в большом кино - американская военная драма "Монахиня и сержант" ("The Nun and the Sergeant", 1962), вариация на тему актуальной в те годы войны на Корейском полуострове. Продюсером фильма выступил супруг Анны Стэн - Юджин Френке, а его супруге-актрисе досталась главная женская роль - Монахиня;
1964 - криминально-драматический сериал "Арест и суд" ("Arrest and Trial", 1963-1964), проект Universal и ABC, роль - г-жа Ван де Хёвен (Mrs. Van de Heuven) в серии 1964-го года под названием "Образ действия" ("Modus Operandi", 1964).
После кино
После окончания кино- и ТВ карьеры в возрасте 56-ти лет Анна Стэн прожила в США еще более 30-ти лет, последние 9 лет - уже без супруга, продюсера Юджина Френке, ушедшего из жизни раньше нее.
Поначалу иногда выступала на Бродвее.
Занималась живописью, делала выставки.
Последний путь
Анна Стэн умерла 12 ноября 1993 года в г. Нью-Йорк, США.
Случилась её смерть от сердечного приступа и в возрасте 84 года.
Анна Стэн (Anna Sten) - в реестре Ru КиноСтарз мировые кинозвезды российского (русского) происхождения - ЗДЕСЬ
Comments